17 ноября глава Ингушетии Евкуров подписал указ о роспуске республиканского правительства, оценив его работу как недостаточно эффективную, а на следующий день парламент Ингушетии утвердил предложенную им кандидатуру нового председателя правительства.
Ожидаемые события случаются порой совсем неожиданно, как, например, отставка правительства Республики Ингушетия. Возможный сценарий такого развития активно обсуждали еще в прошлом году, после визита в Ингушетию президента РФ Владимира Путина, критически отнесшегося к ситуации в социальной сфере республики. Тогда кардинальных кадровых перестановок не последовало, и вот только сейчас Юнус-Бек Евкуров подписывает указ о роспуске правительства.
За восемь лет управления республикой Евкуров в третий раз распускает кабинет министров. Первый раз это произошло в октябре 2009 года, т.е. меньше чем через год после того, как вновь назначенный ингушский президент сформировал свое правительство во главе с молодым экономистом Рашидом Гайсановым. «Это было необходимой мерой, поскольку не было понимания, чего необходимо добиться в интересах социально-экономического развития Ингушетии», – так Евкуров прокомментировал принятое им решение. Следующий премьер-министр Алексей Воробьев также руководил недолго. Через год он передал полномочия министру финансов Мусе Чилиеву в связи с переходом на другую работу. До марта 2011 года Чилиев эти обязанности исполнял временно, а затем по указу главы республики приступил к формированию нового кабинета министров, возглавив его уже в качестве руководителя, утвержденного ингушским парламентом.
Your browser doesn’t support HTML5
Надо отметить, что этот состав правительства Евкуров не стал менять одномоментно, но в течение последующих нескольких лет обновил его почти полностью, заменив в конце концов и самого Мусу Чилиева, имя которого оказалось в центре скандала с выплатами денежных сумм боевикам. Официального подтверждения эта информация так и не получила, но тем не менее после перезагрузки Евкурова на должность главы республики в сентябре 2013 года место председателя ингушского правительства занял министр строительства Абубакар Мальсагов, проработавший в новом качестве чуть более трех лет. С учетом частых замен и перестановок среди его коллег срок вполне солидный.
Не совсем понятно, по каким критериям можно судить об эффективности работы ингушских министров, так как все заслуги и позитивные изменения в Ингушетии принято связывать с именем главы. Критику со стороны оппозиции руководство республики всерьез не воспринимает. Объективную оценку работе своих подчиненных опять-таки может дать только глава республики, что он и сделал в случае с отставкой правительства Мальсагова. По его мнению, многие вопросы и задачи, которые стояли перед этим правительством, не дорабатывались, недостаточно было инициативы и серьезного взаимодействия с федеральными властями, реализация госпрограмм часто оказывается под угрозой срыва, так как не было своевременного контроля за освоением выделенных средств и, как следствие, срывались сроки сдачи объектов. Евкуров довольно долго терпел недостаточную эффективность кабмина и теперь связывает свои надежды на улучшение с именем вновь утвержденного премьер-министра Руслана Гагиева.
Руслан Гагиев, юрист по образованию, с июня 2004 года по февраль 2008 года работал в ингушском парламенте (Народное собрание Республики Ингушетия) референтом, а в марте 2008 года избирается депутатом четвертого созыва. В декабре 2011 года он снова проходит в парламент по региональному списку «Единой России» и, наконец, в сентябре 2016 года повторяет предыдущий успех. Среди коллег пользуется уважением, поэтому последние два созыва избирается заместителем председателя Народного собрания, занимает ответственные посты и в региональном отделении партии «Единая Россия». Завидное постоянство в получении депутатского мандата никак не объясняет его назначение на другой участок работы. С таким большим опытом работы в законотворческой деятельности логичней было бы видеть Гагиева в кресле спикера парламента, но сверху, как говорится, лучше видно, кого и куда назначать.
Тем более что весной 2013 года Руслан Гагиев принял участие в предварительном внутрипартийном голосовании, определявшем кандидатуру для последующего выдвижения на пост главы Республики Ингушетия. Так называемые праймериз. Руслан Гагиев представил выборщикам развернутую программу: «17 шагов к благополучной жизни республики». В своем выступлении он отметил необходимость проведения аудита всех действующих предприятий на предмет определения рентабельности и, в случае убыточности, перепрофилирования их с обязательным сохранением всех рабочих мест. Он также предложил создать в республике трастовые фонды и инициировать программу строительства государственного жилья, предназначенного для социального найма.
По итогам праймериз Гагиев занял третье место, пропустив вперед Юнус-Бека Евкурова и своего непосредственного начальника, спикера парламента Мухарбека Дидигова, но, очевидно, тогда на амбициозного молодого политика обратили внимание и вспомнили о нем сейчас, когда подыскивали кандидата на пост председателя правительства. Можно предположить, что как в 2009 году, так и сейчас Евкуров испытывает кадровый дефицит. Зачастую чиновники, ранее занимавшие посты в министерствах, возвращаются обратно, но найти оптимальный состав правительства пока не удается. Вряд ли Гагиев будет самостоятелен в формировании нового кабинета министров. К своим обязанностям он относится с пониманием того, что когда-нибудь ему тоже придется уйти. Как бы ни сложился дальнейший карьерный рост Руслана Гагиева, сейчас у него появилась возможность помочь республике сделать 17 шагов к благополучной жизни.