В Осетии началась праздничная неделя Джеоргуыба – осенний праздник в честь святого Уастырджи или Георгия, покровителя мужчин, путников. Джеоргуыба отмечается как в Северной, так и в Южной Осетии в третий понедельник ноября. Он приурочен к окончанию сельскохозяйственных работ.
Подготовка к Джеоргуыба началась в воскресенье. Накануне вечером закалывали жертвенное животное: быка или барана, в зависимости от размаха празднования. Этот день так и называется «день закалывания быка» (осет. галыргавдан). Празднества продолжаются неделю. За это время осетинам запрещается употреблять в пищу свинину и курицу. Рассказывает заместитель председателя всеосетинского международного движения Высший совет осетин «Стыр Ныхас» Григорий Бадтиев:
«Для осетинского народа этот праздник является самым почитаемым. Он празднуется после окончания сельскохозяйственных работ. Святой Уастырджи для мужского населения Осетии – самый почитаемый святой. За столом традиционно первый тост произносится в честь Всевышнего (осет. Стыр Хуыцау), второй – его посланника Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. Затем следуют традиционные тосты и молитвы. В остальные дни недели принято ходить праздновать в гости к соседям по предварительной договоренности. В некоторых селах принято каждый год чередовать проведение празднования между соседями. В последний день праздника, понедельник, образное прощание с праздником до следующего года, все опять же празднуют каждый в своем доме. Месяц, на который выпадает празднование, называется так же, как и праздник, – месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя Уастырджи».
Your browser doesn’t support HTML5
Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров в честь праздника облачился в черкеску и папаху. Он отметил, что празднование уходящего в глубину веков Джеоргуыба является не только данью традиций, но и символом проявления истинной любви к своей земле, доброжелательности, радушия и гостеприимства осетинского народа.
Епископ Владикавказский и Аланский Леонид также поздравил жителей Осетии с праздником Джеоргуыба:
«Этот праздник составляет подлинную честь и славу народа Осетии. Он является торжеством веры, упования на божественную помощь, почитания традиций предков, любви и уважения к ближним, празднованием окончания периода активных работ уходящего года. Праздник Джеоргыуба объединяет всех нас и помогает совместно преодолевать жизненные невзгоды и трудиться во благо родной отчизны. Пусть радость Джеоргыуба войдет в каждый дом и наполнит его миром, благополучием и изобилием. Да благословит Господь в эти великие дни всю нашу священную Аланию своей неизреченной милостью и щедротами!»
Доктор исторических наук, заведующий отделом археологии СОИСГИ Алан Туаллагов рассказывает, что сам образ Уастырджи гораздо древнее, чем христианский святой Георгий:
«То, что он связывается с культом христианского святого Георгия, это более позднее влияние, связанное с процессом христианизации, происходившим в раннесредневековой Алании. Однако последующая аланская история, когда аланское государство было фактически уничтожено монголами, когда распалось аланское государство, соответственно, и церковно-христианское строительство стало утрачивать свои позиции, это божество продолжало сохранять свои древние корни, которые усиливались со временем. Поэтому говорить, что Уастырджи – это христианский святой Георгий, – конечно же, нет. Чтобы понимать этот культ, надо изучать более древние истоки того индоиранского мира, с чем было связано это божество, потому что есть черты, которые могут объединять с древним иранским божеством Митра и так далее. В любом случае прототипом осетинского Уастрыджи выступает Бог войны».
Алан Туаллагов говорит, что Уастырджи огромен и всеобъемлющ. По его словам, когда «христианство не набрало еще силы, параллельно с христианскими памятниками существовали аланские памятники, представляющие традиционную аланскую культуру»:
«В Северной Осетии существует множество святилищ, посвященных культу покровителя мужчин, воинов и путников. Это Реком, Дзывгъисы дзуар, Хетагы Уастрыджийы Дзуар. В разных осетинских обществах традиционных есть эти памятники. Образ Уастырджи огромен, он всеобъемлющий, что говорит о его традиционности в осетинских представлениях. Параллели Уастырджи-Уаскерги с христианским святым Георгием объясняются Василием Ивановичем Абаевым христианизацией по имени, когда христианство начинает привлекать старые традиционные божества, эти образы к себе, когда местные образы перерабатывались, впитывались».
Название праздника Джеоргуыба происходит от имени «Джеорджи» – Георгий. Некоторые считают его заимствованием из грузинского. Впрочем, Алан Туаллагов полагает, что такие аналогии неверны, и склонен связывать Джеоргуыба с традиционными верованиями осетин:
«Если какое-то влияние и есть, то это не означает, что это празднество и само божество – оно из Грузии. Нет. Суть этого празднества и ритуалов – они осетинские. Влияние может быть по христианскому спектру, но суть культа Уастырджи и ритуалы, поклонение этому божеству – они осетинские».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия