«Народ был вынужден защищать себя сам»

27 лет назад горстка молодых людей, образовав живую цепь, остановила колонну грузинских националистов на подступах к Цхинвалу

В Южной Осетии вспоминают события 23 ноября 1989 года. 27 лет назад мирные жители остановили колонну «звиадистов», устроивших «мирный марш» на Цхинвал. Эти события положили начало борьбе южных осетин за независимость.

23 ноября в Южной Осетии отмечают День мужества и народного единства. 27 лет назад горстка молодых людей, образовав живую цепь, остановила колонну грузинских националистов на подступах к Цхинвалу. Агрессивно настроенные «звиадисты» пытались прорваться в город под предлогом проведения «мирного марша». Колонну националистов сопровождали функционеры Компартии Грузинской ССР. По разным данным, в ней состояло от 20 до 50 тысяч человек.

К «живой цепи» в районе ТЭК, недалеко от здания Верховного суда, где, взявшись за руки, стояли молодые цхинвальцы, стали стекаться горожане, рассказывает участник тех событий, впоследствии один из лидеров югоосетинского ополчения Владимир Дзудцаты. Оценив обстановку, цхинвальцы стали вооружаться арматурой, жечь костры. Противостояние длилось два дня. Попытки грузинских эмиссаров уговорить осетин впустить колонну в город не увенчались успехом.

Your browser doesn’t support HTML5

«Народ был вынужден защищать себя сам»

«Нас было всего несколько ребят, за нашими спинами стояли два грузовика, которые успели подогнать на трассу, чтобы преградить дорогу грузинам. Народ все эти дни не расходился, жгли костры, женщины пекли дома хлеб и горячим приносили его к месту сбора цхинвальцев», – вспоминает Владимир Дзудцаты. Он считает чудом, что тогда удалось избежать кровопролития:

«Руководство автономной республики оказалось не готово к противодействию такой провокации. Народ был вынужден защищать себя сам... Ну, элементарно, задай вопрос. Идет толпа, а как она остановилась? За метр до вас, за два метра, близко к вам? Как вы ее остановили? А на самом деле было так, что эта толпа пошла на нас. Шагнула к нам лоб в лоб. Продавила нас. Лицом к лицу столкнулись. И они получили такой от нас отпор, что остановились».

Руководитель Центра информационных технологий «Интеллектуальные ресурсы» Коста Дзугаев говорит, что 23 ноября 1989 года начался отсчет новейшей истории Южной Осетии:

«На подступах к Цхинвалу, как известно, была остановлена более чем сорокатысячная колонна грузинских неформалов, которая шла на митинг устрашения. Хорошо, что остановили их там, потому что сейчас, если рассуждать в жанре альтернативной истории, ясен размер и смысл провокации, которая готовилась. Это должна была быть провокация с кровью в самом Цхинвале. Мы их остановили на входе. Если бы они вошли в город и начали там то, что они задумывали, то, конечно, военные действия начались бы не 6 января 1991 года, а именно 23 ноября 1989 года. Чем больше проходит лет, тем яснее видится подвиг тех ребят, которые остановили эту колонну на входе. Сначала их было считанные единицы, и требовались мужество и готовность к самопожертвованию, чтобы стать лицом к смерти».

После безуспешного похода на Цхинвал грузинские неформалы повернули обратно. Коста Дзугаев вспоминает, что за этим последовал террор осетинских сел в Грузии. Появились первые убитые, что в конечном счете вылилось в начало боевых действий 6 января 1991 года.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия