Сегодня на заседании сессии парламента Абхазии был принят ряд важных решений. В прошлую среду в интервью «Эху Кавказа» спикер парламента Валерий Бганба уже говорил о некоторых законопроектах, обсуждение которых было запланировано на это заседание. Но пришлось отложить такой ожидаемый в обществе и во властных структурах, как «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазия», регламентирующий получение вида на жительства: не прошли необходимую процедуру внесения поправок. А вот другой важный законопроект – «О внесении изменений в Конституционный Закон Республики Абхазия «О выборах депутатов Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия», о котором вел речь спикер, парламентарии обсудили и приняли в первом чтении.
Представляя законопроект, представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба отметил, что документ направлен на совершенствование избирательного права на выборах депутатов парламента Абхазии. Он сказал:
«В частности, ограничено право избираться депутатами парламента гражданам, которые на момент голосования имеют неснятую, непогашенную судимость, а также гражданам, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, страдающим хроническими и затяжными психическими расстройствами... Кроме того, изменения предусматривают, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит только политическим партиям и группам избирателей. Действующая редакция избирательного закона предусматривает, что политическая партия вправе выдвигать кандидатов лишь в одной трети избирательных округов. Изменения предлагают наделить политические партии правом выдвижения кандидатов во всех 35 избирательных округах».
Your browser doesn’t support HTML5
Среди изменений и такое: предлагается исключить проставление при выдаче избирательного бюллетеня штампа в паспорте гражданина РА, оставив практику маркировки его пальца. Когда прозвучал вопрос, с чем это связано, было объяснено, что по новым паспортам можно выезжать за пределы Абхазии, но в них в таком случае подобных штампов не должно стоять.
Во время обсуждения законопроекта депутат Сергей Шамба, возглавляющий политическую партию «Единая Абхазия», задался вопросом: почему мы принимает этот «промежуточный» закон, хотя парламентом уже давно был принят в первом чтении законопроект, предусматривающий переход от мажоритарной к смешанной системе выборов, о необходимости чего в обществе давно говорится? В конце концов, если дело в слишком большом количестве депутатов, которое предусматривает тот законопроект, то есть и другие варианты... Какие силы противодействуют изменению выборной системы? Спикер парламента Валерий Бганба бросил ироническую реплику:
«Сергей Миронович, испугались вашей партии и поэтому не пошли на смешанные выборы.
– Ну, я не знаю, кого испугались. На самом деле мы всего боимся и очень мелкими шажками движемся всегда».
Сергея Шамба поддержали и некоторые другие депутаты. Отмечалось, что пусть принять закон, по которому будет изменена выборная система, до очередных выборов парламента и не удастся, депутаты нынешнего созыва вполне могут и должны продолжить над ним работу, чтобы оставить готовый к окончательному принятию законопроект шестому созыву.
Бурные дебаты развернулись в ходе обсуждения проекта постановления о переименовании населенного пункта Арсаул. По словам депутата Дмитрия Гунба, который был докладчиком, к нему обратились жители села Арсаул Гудаутского района с просьбой о возвращении привычного для них названия села Приморское.
«Под этим прошением подписалось более 700 человек – абхазов, армян, русских и других. По их мнению, Приморское – это историческое название села, которое им более привычно», – сказал Гунба.
Приморское было переименован в Арсаул еще в августе 1996 года, но поскольку местные органы власти не обратили на это внимания и продолжали в делопроизводстве именовать его по-прежнему, сами жители узнали об этом лишь спустя 17 лет. В июне 2016 года президент Рауль Хаджимба провел встречу с жителями Арсаула, в ходе которой они, в частности, высказали это свое желание. Президент ответил, что это прерогатива парламента... В проекте постановления было предложено дать селу абхазское название Агача и русское Приморское (то есть примерный перевод с абхазского). Но многие депутаты восприняли предложение об «обратном» переименовании не только отрицательно, но и с возмущением, вспомнив времена, когда абхазы боролись за восстановление исконных абхазских топонимов. Действительно, в топонимике многое идет от привычки людей, и, как заметил сегодня Сергей Шамба, многие сухумцы старшего поколения по-прежнему употребляют довоенные названия улиц абхазской столицы – Орджоникидзе, Кирова, но это же не причина для возвращения к ним.
Первый вице-спикер парламента доктор исторических наук, специалист по топонимике Абхазии Валерий Кварчия подчеркнул, что данный проект не отвечает международным стандартам по переименованию населенных пунктов, а предложение жителей Арсаула не соответствует исконному историческому названию местности (там когда-то был русский военный гарнизон). Парламентарии решили провести дополнительные консультации с учеными Абхазии и еще одну встречу с жителями села Арсаул. Постановление о переименовании села было сегодня снято с обсуждения.
Затем депутаты приступили к обсуждению пяти предложенных президентом кандидатур в судьи Конституционного суда, создаваемого наконец-то в Абхазии. Все пятеро были включены в список для тайного голосования. Но по итогам последнего были избраны на должности судей только двое – Людмила Ходжашвили и Рауль Пантия. Тамаз Кецба (за него проголосовали 17 депутатов из 28, а 9 были против), Сергей Смыр (20 – «за», 6 – «против») и Якуб Лакоба (12 – «за», 9 – «против») не набрали достаточного числа голосов – их было нужно 24. Немало оказалось испорченных бюллетеней. Среди депутатов разгорелись громкие споры.
Конституционный суд должен быть сформирован до конца года. Теперь президенту нужно представлять новые кандидатуры на оставшиеся вакантные места.
На должность уполномоченного по правам человека в Республике Абхазия парламент тайным голосованием избрал Дмитрия Маршана.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия