Президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил, что примет участие в предстоящих весной 2017 года выборах главы республики. Об этом президент сказал на встрече с представителями молодежных организаций в Цхинвале.
«Работа, которую мы проводили на протяжении последних пяти лет, позволяет руководству республики в лице действующего президента идти на президентские выборы 2017 года». И далее – про доверие народа и опору на молодежь. Но главный посыл: результаты по инвестиционным программам за эти годы являются достаточным основанием, чтобы заявить о себе на следующий пятилетний срок.
Тем более на фоне крайне неудачного периода восстановления республики предшественниками нынешней власти.
Соответственно, можно предположить, что и предвыборная дискуссия будет строиться на этом. Российская помощь рассматривается как достижение президента. К этому можно прибавить увеличение пенсий и зарплат бюджетников.
Your browser doesn’t support HTML5
Это как бы законная доля руководителя республики. Точно так же признание государственности со стороны России было автоматически зачислено в актив президента Эдуарда Кокойты как едва ли не его личная заслуга.
Спикеру Анатолию Ильичу Бибилову в этом смысле можно посочувствовать – в его политический капитал от российской помощи мало что перепадает, разве что подписанные за время его депутатства новый интеграционный договор с Россией и рамочные соглашения.
Вот где-то вокруг этого и намечается предвыборная дискуссия. Точнее – она даже не намечается, она уже идет по меньшей мере год. И Леонид Тибилов, и Анатолий Бибилов в ней уже участвуют.
И надо сказать, инструментарий сторон в этой дискуссии весьма ограничен из-за того, что обе стороны подходят к выборам с грузом невыполненных обещаний. Конституционный суд так и не создан, реформа местного самоуправления повисла в воздухе и так далее по списку...
Можно, правда, объяснить это в духе российских чиновников, которые недочеты на одном направлении объясняют чрезмерной загруженностью на другом, мол, до сих пор мы строили, а теперь уже можем приступить к реформам. Но перед тем как делать подобные заявления, неплохо бы взять у российских коллег пару уроков актерского мастерства – подобные слова надо произносить с таким видом, будто бы сами месили бетон на стройке.
Поэтому, мне кажется, участники дискуссий будут дальше держаться от проблем системных и поближе – к стройке, к призывам о необходимости консолидировать общество, о все большей дружбе и интеграции с Россией...
Это значит, что избирателя ждут выборы еще более скучные, чем недавние парламентские.
Правда, многие надеются на неожиданного кандидата, о котором до поры никто не знает, но, когда придет время, он выйдет к людям в окружении таких же порядочных, как и он сам, людей. И тогда воодушевленный избиратель проголосует за него.
Я от многих в Цхинвале слышал эти истории про «отличного парня, которого готовят в президенты». Это такая народная мечта. Все эти истории, наверное, следствие тоски избирателя по дельным руководителям, способным изменить жизнь к лучшему. Только взяться такой серой лошадке просто неоткуда, тем более за четыре месяца до голосования. И не потому, что нет в республике дельных людей, совсем нет, а потому, что этому человеку для участия в выборах нужно предоставить целую инфраструктуру.
Как бы ни говорили в республике о непредсказуемости югоосетинского избирателя, но за всеми его непредсказуемостями всегда стояли вполне конкретные персоны со своими деньгами, обширными связями и группами поддержки. Именно они творят чудеса на выборах, а не личное обаяние кандидата. Потому неслучайно один из первых кураторских вопросов по предстоящим выборам в Южной Осетии наравне со списком кандидатов: будут ли участвовать в избирательной кампании Джамбулат Тедеев и Эдуард Кокойты, и если да, то что с этим делать?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия