Несмотря на масштабное падение лари, новый кабинет министров Грузии не видит поводов для тревоги. Основным аргументом представителей властей в споре с оппонентами, говорящими об опасностях девальвации, является нулевой уровень инфляции. Специалисты называют оптимизм правительства неоправданным и предупреждают о последствиях. Между тем сегодня вечером кабмин огласил некоторые меры по стабилизации лари и помощи долларовым заемщикам.
Пикирующий по отношению к доллару лари ежечасно обновляет антирекорды, однако грузинские власти сохраняют внешнее спокойствие. Первоочередной задачей Нацбанка и правительства в настоящее время остается поддержание целевого уровня инфляции – такие заявления звучали на сегодняшнем заседании кабмина.
Положение рядового гражданина в условиях падения лари обрисовал министр по расселению беженцев Созар Субари:
«Когда мы говорим о девальвации лари, то признаю – да, это болезненно. Я сам, как и многие мои сограждане, занял деньги в долларах, а имею доход в лари. Однако это одна сторона медали. Для людей, не имеющих долговых обязательств, практически ничего не изменилось. Благодаря низкому уровню инфляции, человек, имеющий зарплату в лари, купит на эти деньги столько же товаров и услуг, что и на эквивалентную сумму в долларах», – прояснил ситуацию министр.
Your browser doesn’t support HTML5
Действительно, в прошлом месяце в Грузии наблюдалась даже дефляция: индекс потребительских цен опустился на 0,2%. Однако, по словам экономиста Лии Элиава, это вовсе не означает, что для потребителей ничего не изменилось. Данные Нацбанка и Грузстата отображают динамику цен на широкий спектр товаров. Некоторые из них действительно дешевеют, однако в это же время наблюдается рост цен на товары первой необходимости и медикаменты.
«В стране происходит всеобщее падение потребительского спроса, так как у большинства людей все деньги уходят на покупку еды и медикаментов. То есть граждане покупают меньше промтоваров, что приводит к их удешевлению (продавцы вынуждены снижать цены – прим. «Эхо Кавказа»). Это создает иллюзию благополучия, но это не так. Я бы назвала ситуацию тяжелой, так как падение спроса вынуждает бизнес сворачивать деятельность, что, в свою очередь, создает угрозу роста безработицы. Можно констатировать, что мы на пороге масштабного экономического кризиса».
Сегодня вечером в правительстве рассказали о некоторых мерах, направленных на стабилизацию валютного рынка. Премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил журналистам, что в Грузии будет запрещена выдача онлайн-кредитов. А выступивший следом глава Минфина Дмитрий Кумсишвили рассказал о мерах по защите долларовых заемщиков. В частности, долларовые кредиты, выданные коммерческими банками до 1 января 2015 года, при желании заемщиков могут быть переведены в лари по льготному курсу. По какому именно, министр не объяснил, но сказал, что курсовая разница будет покрываться за счет субсидий из госбюджета. На эти цели в 2017 году будет выделено 65 миллионов лари.
Банковский эксперт Георгий Кепуладзе советует дождаться окончательной публикации правительственного плана:
«Надеюсь, власти просчитали все плюсы и минусы предстоящей реформы. В заявлении министра говорится о 33 тысячах заемщиков, которые имеют задолженность по ипотеке в иностранной валюте. Суть реформы состоит в том, что ежемесячно эти люди покупают валюту, чтобы покрыть задолженность, а это оказывает дополнительное давление на лари. Сейчас интересна процентная ставка по кредитам, которую установят коммерческие банки. Подобная реформа была проведена в Венгрии, и тогда коммерческие банки понесли солидные убытки. Посмотрим, насколько наша банковская система окажется готова к такой реформе».
А лари тем временем обновил вчерашний антирекорд, преодолев планку в 2 лари 53 тетри за один доллар.