Манипулировать общественным мнением, оказывается, не так уж трудно. Тут слегка переставил акценты, там забыл крохотную деталь, и вот уже тезисы, расходящиеся с реальностью практически полностью, падают на благодатную почву общественного доверия. Другой не менее известный способ манипуляции – создание образа жертвы для политика. Раз – и все полны праведным гневом за своего именитого соотечественника.
На минувших выходных Абхазию штормило не только в прямом, но и в переносном – политическом смысле. В субботу вечером партия «Амцахара», требующая отставки президента, сделала заявление, из которого все узнали, что на территории России задержан один из лидеров партии Аслан Бжания. Конечно, для людей из советского прошлого мысль о политическом преследовании вполне логична. Ну а за что еще правоохранители могут задержать действующего политика?
Но после прочтения партийного воззвания осталось ощущение, что «Амцахара» пытается навязать обществу единственно верное понимание, что партийный лидер задержан в России то ли по приказу, то ли по заказу президента Абхазии.
Your browser doesn’t support HTML5
Эту информацию уже опровергла пресс-служба президента. Затем министр внутренних дел Аслан Кобахия дал пресс-конференцию для журналистов, на которой сообщил, что сочинские милиционеры проверили у Аслана Бжания по месту его проживания в Сочи правила хранения патронов к именному пистолету. После беседы в УВД г. Сочи он был отпущен, при этом «мера пресечения не избиралась».
Ситуация, конечно, странная. Хотя надо признать, что такие истории с гражданами Абхазии, имеющими еще и российское гражданство, при пересечении абхазо-российской границы случаются нередко. Но никогда еще они не становились предметом столь пламенной защиты со стороны абхазских политиков, партий и движений.
Как только Бжания подал из Сочи сигнал SOS, все в Абхазии – от главы государства до пользователей соцсетей – начали вместе с партией «Амцахара» защищать права своего гражданина. Президент Абхазии провел встречу с послом Российской Федерации в Абхазии, министр внутренних дел обратился к представителям российских правоохранительных структур за разъяснениями, а партия «Амцахара» провела очередное внеочередное заседание.
Но вернемся к манипуляциям: то, что нормально в России или в любой другой стране, часто вызывает возмущение в Абхазии, и наоборот. Кульминацией событий, развернувших их, как мне кажется, в противоположном задуманному сценарию направлении, стали пресловутые покрышки, которыми два десятка мужчин в знак протеста против действий российских правоохранителей перегородили центральную трассу в районе села Тамыш. По логике организаторов акции женщины и дети из автобусов и маршруток должны были выполнить роль критической массы, направленной против руководства Абхазии.
Однако тут «технология» дала сбой. Люди, вынужденные в течение нескольких часов находиться на трассе, обратили свой гнев против действий партии «Амцахара», которая втянула их таким образом во внутриполитическую разборку. Через пару часов два десятка устроителей акции остались у пылающей покрышки дожидаться возвращения Бжания из Сочи.
Настоящий разбор полетов был устроен в соцсети, и тут уж досталось всем: и правоохранителям, которые не предприняли мер, чтобы разблокировать трассу, и самому Бжания, и его сторонникам, заслужившим всенародный орден в виде покрышки. Блогеры потребовали навести в стране порядок!
Конечно, эта история с незадачливым политиком поучительна не только с точки зрения провального политического пиара. Например, большинство граждан Абхазии являются одновременно гражданами России, то есть обладают двойным гражданством. Между Абхазией и Россией заключено около сотни межгосударственных соглашений, которые регулируют и синхронизируют действия и законодательства двух стран по многим вопросам. Но среди всех этих соглашений нет никакого документа, который оговаривал бы правовое положение граждан Абхазии на территории России, защиту их прав со стороны абхазского государства. По сути дела, гражданин Абхазии, попадая на территорию России, рассматривается ее властями как российский гражданин, а значит, защита государством гражданина Абхазии, попавшего в Россию, никоим образом не предусмотрена. Вот о чем стоит задуматься и властям Абхазии, и представителям партий и общественных организаций, а не жечь покрышки. Конечно, при условии, что кого-то еще интересуют не только политики, но и рядовые граждане нашей страны.
А что с Бжания? Он вернулся в Абхазию после беседы в УВД Сочи и обещает на днях предоставить журналистам какие-то документы, из которых должно стать понятно, что полномочия президента Абхазии уже распространяются на территорию российского города Сочи. Вот такое неожиданное присоединение Краснодарского края к Республике Абхазия.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции