Сегодня президент Абхазии Рауль Хаджимба дал брифинг, на котором рассказал об итогах своего визита в Москву 1-2 декабря, в ходе которого он встретился с президентом России Владимиром Путиным.
Вначале он перечислил вопросы, которые обсуждал с российским коллегой. Это, прежде всего, экономическая тематика, сроки возврата железнодорожного кредита (его реструктурируют до 2030 года), работы по восстановлению Сухумского аэропорта, единый оборонный контур, «набивший оскомину» ИКЦ (Информационно-координационный центр в сфере правопорядка) и другое.
Отвечая затем на вопросы журналистов, президент подробно остановился на вопросах «дофинансирования» в рамках оказанию РФ помощи Республике Абхазия. Рауль Хаджимба сказал:
«По предыдущим документам, которые были ранее подписаны, за прошлые годы там речь шла практически о вливаниях единовременных. Эти вливания были направлены на повышение заработной платы, на том уровне, на котором он есть сегодня у нас. И если не принять соответствующие решения по продолжению этих работ, то вся нагрузка ляжет на абхазский бюджет. Это серьезная сумма денег, это порядка четырехсот миллионов. В 2016 году заканчивается действие этого документа, теперь нужно поставить вопрос о том, чтобы продолжить финансирование в этой части».
Your browser doesn’t support HTML5
8-9 декабря предстоит заседание Межправительственной комиссии, где будут приняты решения, в частности, и сфере дофинансирования зарплат бюджетникам. Ни о каком понижении зарплат, подчеркнул президент, отвечая на вопросы журналистов, речи идти не может, это вызвало бы шок в обществе.
Я попросил подробнее остановиться на той части разговора двух президентов, где, как сообщали многие СМИ, Владимир Владимирович подчеркнул, что оказание помощи Абхазии связано со стабильностью в ней. Рауль Джумкович сказал:
«Я слышал эти интерпретации по поводу мыслей, озвученных президентом России. Ну, каждый, наверное, воспринимает их в меру того, как ему это видится. Но очень понятно, я думаю, было заявлено. В стране, где нет спокойствия, трудно говорить о возможности сотрудничества. И поэтому президент Российской Федерации говорит: «Мы готовы, мы хотим продолжать выстраивать отношения с Абхазией, мы хотим, чтобы мир и спокойствие были в Абхазии. Чтобы те проекты, которые были заложены во все наши документы предыдущего периода, реализовывались». Я думаю, что это нормальная позиция. Не нужно выискивать и видеть негатив. А что касается заявлений, озвученных отдельными представителями нашего общества, когда говорится, что президент Абхазии едет к своим кураторам, то это, я думаю, очень низко. Кураторы у отдельно взятых людей находятся там, где я и был. А что касается президента Российской Федерации и всех тех, с кем мы работаем, то мы работаем в соответствии с документами, принятыми до нас и в период нашей деятельности. Чтоб это все знали».
Говоря об ИКЦ, Рауль Хаджимба привел в пример сотрудничество между правоохранительными ведомствами России и Киргизии, когда существование подобной структуры сыграло весьма положительную роль. Чего мы тут должны бояться, спросил он. Относительно звучащей в Абхазии критики по поводу того, что «не осваивается» та обещанная финансовая помощь России, которая могла быть освоена, президент иронично заметил, что бывало и так в прежние годы, что она не столько осваивалась, сколько присваивалась, что и поныне много «желающих опустить руки в котелок». Президент также сказал:
«При всем том, что очень жестко нас пытаются критиковать – что и экономика, и финансы, и все находится в плачевном состоянии, мы все свои обязательства выполняем. И выполняем не только по зарплатам, но и пенсионным выплатам. Мы осуществляем соответствующие работы, которые не были предусмотрены в бюджете Абхазии. Это вопросы, связанные с ремонтом тех же дорог, которые находятся сегодня опять в критическом положении. От Цандрипша до Гагры практически все участки наших дорог сползают к морю. Это дополнительно не сотни миллионов, а миллиарды, которые нужны, чтобы эту дорогу сохранить. Гумистинский мост. Он находится, будем говорить, в сложном положении. Это мост, на который пришлись очень серьезные нагрузки». И поэтому мы ставили вопрос о необходимости строительства второго моста. И здесь мы тоже получили соответствующую поддержку».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия