Южная Осетия четвертые сутки отрезана от России. Единственная дорога, связывающая республику с Северным Кавказом, блокирована из-за обильных снегопадов. В связи с невозможностью обеспечения безопасного проезда запрещено движение автотранспорта и по Военно-Грузинской дороге.
Угроза схода лавин на Транскавказской автомагистрали парализовала движение автотранспортных средств на участке Бурон - Северный Портал Рокского тоннеля в обоих направлениях до особого распоряжения. Пока в ущельях не удается расчистить снежные завалы.
Аналогичная ситуация сложилась и на Военно-Грузинской дороге. Выехать из России в страны Южного Кавказа пока не представляется возможным. Для водителей и автотранспорта МЧС России развернуло на Транскаме и на Военно-Грузинской дороге пункты обогрева и приема пищи, два из которых размещены в непосредственной близости от пропускного пункта Верхний Ларс. С момента закрытия дороги за помощью обратилось более двухсот человек. С пассажирами, следующими в Грузию и Армению, работают психологи.
Your browser doesn’t support HTML5
Следующие в Южную Осетию граждане могут согреться и подкрепиться горячим питанием в районе населенного пункта Бурон. Пункты обогрева – это разбитые воль трассы палатки, которые снабжены печкой-буржуйкой, водонагревателем и запасом дров. Пункт питания также организован в шаговой доступности. Североосетинское управление МЧС оперативно распространяет смс-сообщения о ситуации в горных ущельях, информирует о том, как вести себя в экстремальных ситуациях на случай, если путники попадут под снежную лавину.
В отличие от Дарьяльского ущелья на Транскаме нет большого скопления автомобилей. Направляющиеся в Южную Осетию пассажиры, как правило, предпочитают переждать непогоду у родственников в Северной Осетии или возвращаются в гостиницы близлежащего Алагира.
Непогода разыгралась и в Южной Осетии. Там за сутки выпало более полутора метров снега. Впрочем, со стороны Южной Осетии никаких заторов на дороге нет, говорит югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев:
«Люди, выезжающие за пределы республики, – это местные граждане, соответственно, нет скопления машин. В подаче горячего питания или теплой одежды нет необходимости, они разворачиваются обратно домой».
По сообщению пресс-службы МЧС Южной Осетии, дорожным службам удалось расчистить от снежных завалов участок автомагистрали, однако автомобильное движение все еще запрещено, поскольку на российском участке опасность схода лавин сохраняется.
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев говорит, что отсутствие сообщения с Россией уже сказывается на жизни жителей республики:
«Транспортная блокада на Транскаме, конечно, сказалась на жизни республики. С прилавков магазинов исчезли некоторые виды продуктов, запасы магазинов кончаются быстро. Немного цены подросли, но пока такого дефицита нет. Население может продержаться несколько дней, но если Транскам будет закрыт дольше, то это скажется на социальной ситуации. Наши предприниматели не производят в достаточном объеме сельхозпродукцию, товары первой необходимости, и транспортная блокада с Россией ощущается остро».
Депутат парламента от «Единой Осетии» Петр Гассиев говорит, что Южная Осетия не может продержаться без связи с Россией дольше двух недель:
«Республика начнет испытывать затруднения, и три недели без транспортного сообщения с Россией будет уже критично. Это достаточно сильно отразится на жизни республики. В позапрошлом году дорога не закрывалась ни на день. Обильные снегопады, конечно, опасны. Завершается строительство противолавинных галерей, и тогда дорога уже не будет закрываться. Наша республика сама мало что производит, продукты питания на 90% завозятся из России, и Транскам – это и есть дорога жизни. Прекращение общения с севером Осетии, Россией, конечно, чревато большими затруднениями и негативными последствиями».
Впрочем, снегопад не повлиял на рабочий график югоосетинского президента, вылетевшего в Москву на бой чемпиона мира по боксу Мурата Гассиева и вернувшегося аккурат к началу рабочей недели. Накануне, прилетев из Москвы в Беслан, Леонид Тибилов выехал в Цхинвал. Рассказывает водитель такси Нугзар:
«Президент приехал из Москвы, он посмотрел бокс и обратно уехал. Он в Цхинвале уже. Остальные люди здесь. Для больших людей есть дорога, для президента есть дорога. Я знаю, я очевидец того, как они приземлились в аэропорту, с какими людьми он был, они здесь, во Владикавказе остались кое-кто, а Тибилов уехал, он уже в Южной Осетии. Временно дают дорогу для больших чиновников – таких, как президент».
Нугзар говорит, что сейчас на автовокзале немноголюдно. Пассажиры, следующие в Южную Осетию, уже не приезжают на вокзал, а просто звонят знакомым таксистам: когда дорога откроется, водители заберут их из дома:
«Такого, как раньше, ажиотажа уже нет. Люди стали умнее, зачем им приезжать на вокзал и мерзнуть здесь. Телефоны есть, когда дорога откроется, уедем».
В управлении МЧС Северной Осетии мне сообщили, что пока вопрос о возобновлении транспортного сообщения с Южной Осетией не решен. Откроется ли Транскам сегодня или стихия вновь внесет свои коррективы, станет известно в ближайшие часы.
По последней информации, службы Северной Осетии расчистили Транскам от снежных завалов, движение по дороге разрешено в обоих направлениях.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия