Новая роль фейка

Прошедшие в прошлом месяце президентские выборы в США отличались исключительно высокой активностью избирателей в социальных сетях и, как следствие, необычайно широким распространением фейков – не просто неточной или непроверенной, а полностью ложной информации. Что делать с этой напастью?

Этот вопрос сейчас бурно обсуждается американскими журналистами и политтехнологами, но рецепта они пока не нашли.

Никогда прежде в редакциях американских газет и телекомпаний не работали такие многочисленные команды факт-чекеров, как на этот раз. Они проверяли чуть ли не каждое слово кандидатов, публиковали рейтинги их правдивости, докапывались до первоисточников наиболее сенсационных историй – и все же не могли угнаться за блогосферой, где эти истории появлялись и тиражировались в небывалом количестве. Ведущий программы CNN "Надежные источники" Брайан Стелтер утверждает, что все это – симптом серьезной болезни: подрыва доверия, веры в надежность фактов. "Это происходило задолго до того, как Дональд Трамп вступил в президентскую гонку, но сейчас болезнь стремительно прогрессирует. Мы вступаем в ужасный новый век информационной войны. И по этому поводу в голову приходит старый афоризм: "Первой жертвой войны становится правда", – говорит Стелтер.

"Если бы пресса освещала мою работу честно и достойно, то у меня было бы намного меньше причин "твитить". К сожалению, не уверен, что это когда-либо произойдет", – написал у себя в аккаунте Дональд Трамп.

Еще будучи кандидатом республиканцев, Дональд Трамп особенно охотно подхватывал и публиковал у себя в твиттере такие фейки, если они были ему на руку. В марте во время выступления Трампа перед избирателями в аэропорту Дэйтона, штат Огайо, произошел инцидент. Некий молодой человек перепрыгнул через ограждение и оказался на подиуме рядом с кандидатом. Он был немедленно задержан агентами Секретной службы и доставлен в тюрьму. Вскоре в социальных сетях появились сообщения, что нарушитель порядка связан с ИГИЛом. Дональд Трамп сразу же возвестил об этом миллионам подписчиков в "Твиттере" и "Фейсбуке".

В ток-шоу NBC News "Встреча с прессой" ведущий Чак Тодд попытался выяснить у Трампа, почему он так легко поверил фейку, ведь оказалось, что все это мистификация.

"Вы не перегнули палку? Где вы взяли доказательства?" – попытался уточнить журналист. Дональд Трамп ответил, что если посмотреть интернет, то можно найти массу клипов, в которых этот молодой человек возит по земле американский флаг. "Это оказалось подделкой. Кто-то ее сфабриковал, сэр", – настаивал Чак Тодд.

"Позвольте! Я не знаю, что там сфабриковали. Все, что я могу, – это использовать то, что там есть. Он якобы переписывался с ИГИЛом. Ну, не знаю. Что я об этом знаю? Все, что я знаю, – это что информация размещена в интернете", – ответил тогда еще кандидат в президенты.

Обилие фейков беспокоило президента Обаму, который призвал с осторожностью относиться к сообщениям социальных сетей. "Если мы не относимся всерьез к фактам, не различаем, что правда, а что нет, особенно в век социальных сетей, когда так много людей получают информацию на свои телефоны в виде обрывков речей политиков, если мы не можем определить, где серьезные доводы, а где пропаганда, у нас возникают проблемы", – заявил уходящий президент.

Теперь все больше людей занимается проверкой фактов – и все меньше людей верит фактам

По мнению ведущего программы CNN "Надежные источники" Брайана Стелтера, легковерие публики делает ее легкой добычей пропаганды. И чем же это закончится? Тем, что никто не будет верить ничему? "Теперь все больше людей занимается проверкой фактов – и все меньше людей верият фактам, – замечает журналист. – Оказываемся ли мы в авторитарном информационном климате, больше похожим на Россию или Китай?"

Телекомпания CNN на днях провела публичную дискуссию менеджеров избирательных комитетов обоих кандидатов – Робби Мука, который возглавлял штаб Хиллари Клинтон, и Келлиян Конвэй, пресс-секретаря Дональда Трампа. Зашла речь и о фальшивках. Робби Мук сделал акцент на вмешательстве Москвы. По его мнению, этой проблемой должен заняться Конгресс США. "Мы знаем, что Россия распространяет фальшивые новости через "Фейсбук" и другие ресурсы. Семнадцать разведслужб подтвердили, что за взломом компьютеров стоит Россия. Это вопиющий факт: иностранный агрессор вмешивается в наши выборы. Это должно быть расследовано и никогда больше не должно повториться в нашей истории", – заявил Мук.

В пылу борьбы с фейками Робби Мук сам исказил действительность: 17 – это общее число разведслужб США. Из них причастность Москвы подтвердили две.

Келлиян Конвэй парировала, что "самой большой фальшивой новостью на этих выборах были утверждения, что Дональд Трамп не может победить". Как утверждает Конвэй, эти утверждения "настойчиво распространялись еще до начала кампании и уж конечно в ее самые последние дни. Это была фальшивка, потому что этот прогноз был основан на ложных предпосылках: у нее больше денег, больше сотрудников, она просто не может проиграть", – сказала пресс-секретарь Дональда Трампа.

Еще одно, мягко говоря, недостоверное утверждение Дональд Трамп допустил недавно, когда ему надоели разговоры о том, что он выиграл выборы по выборщикам, но проиграл по голосам избирателей. Он обвинил демократов в том, что они зарегистрировали чуть ли не полтора миллиона умерших людей, а еще два миллиона зарегистрировались в двух или нескольких штатах. Если бы не эти махинации, он, по его словам, выиграл бы и по избирателям.

Ведущий ток-шоу ABC "На этой неделе" Джордж Стефанопулос поднял эту тему в беседе с избранным вице-президентом Майком Пенсом. Стефанопулос подчеркнул, что нет никаких подтверждающих это утверждение доказательств. "Не являются ли подобные ложные заявления безответственными?" – заметил ведущий. Пенс ответил, что, по его мнению, избранный президент хочет привлечь внимание "к факту электорального мошенничества, который подтверждался в течение многих лет… и он, разумеется, прав". "Он прав, что делает ложные заявления?" – настаивал Стефанопулос. "Он имеет право высказывать свое мнение как избранный президент Соединенных Штатов. Думаю, одно из ободряющих свойств нашего избранного президента и одна из причин его потрясающего контакта с людьми всей страны заключается в том, что он говорит то, что думает", – ответил избранный вице-президент.

Спор закончился тем, что Пенс полностью одобрил действия Дональда Трампа: "Я не знаю, ложное это заявление или нет. И вы, Джордж, не знаете. Он говорит то, что он считает правдой, и я знаю, что будет всегда высказываться таким образом на посту президента".

И наконец, последний случай. В социальных сетях появились сенсационные рассказы о вашингтонской пиццерии, которая будто бы является тайным притоном педофилов, и что в электронной переписке советников Хиллари Клинтон якобы содержится закодированный обмен информацией о подобных заведениях. В распространении этого фейка принял участие сын отставного генерала Майкла Флинна, кандидата на пост советника президента Трампа по национальной безопасности.

На этот раз фейк неожиданно для всех материализовался: в пиццерии был задержан вооруженный житель Северной Каролины Эдгар Мэдисон Уэлш. Он поверил рассказам о высокопоставленных педофилах и приехал в Вашингтон, чтобы спасти от них детей. Уэлш успел сделать несколько выстрелов, прежде чем был арестован. Никто не пострадал.

"Пиццагейт" – это антиклинтоновская теория заговора, которая теперь живет в интернете своей жизнью

Комментируя эту историю на телеканале CNN, Брайн Стелтер заметил, что одна из граней Дональда Трампа – он "сторонник теории заговора". Стелтер напомнил, что в ходе кампании Трамп "хватался за разные конспирологические домыслы". Например, заявил, что тысячи мусульман Нью-Джерси приветствовали теракты 11 сентября. "Не существует абсолютно никаких доказательств этого утверждения, – заметил Стелтер. – В этом контексте записи сына Майкла Флинна о "Пиццагейте" следует воспринимать со всей серьезностью. Они говорят о наличии в окружении Трампа или окружении его советников лиц, готовых распространять подобные бредовые истории. "Пиццагейт" – это антиклинтоновская теория заговора, которая теперь живет в интернете своей жизнью. Есть люди, утверждающие, что инцидент с задержанием вооруженного человека – это инсценировка, что этот человек – актер. Когда ты веришь в теорию заговора, ты можешь убедить самого себя в чем угодно".

Консервативный комментатор Мишель Малкин, в свою очередь, главной язвой Америки считает либеральную прессу. "Должны быть какие-то последствия за недобросовестность, за лицемерие, за тенденциозность этой журналистики в кавычках, которая так долго существовала в Вашингтоне в условиях полной безответственности, – отметила комментатор. – Этой атмосферой дышал в Вашингтоне целый класс всех этих политических консультантов, доноров и обанкротившихся журналистов большой прессы, совершенно оторванных от реальной жизни и презирающих тот самый народ, который платит за подписку и тем самым оплачивает еду на столе этих журналистов, и это объясняет, почему они сейчас потерпели такой сокрушительный крах".

Думаю, одна из причин, почему людей интересует его активность в социальных сетях, состоит в том, что это способ обойти прессу

А вот что сказал на днях журналистам о Трампе и его пристрастии к социальным сетям бывший вице-президент Дик Чейни: "Думаю, одна из причин, почему людей интересует его активность в социальных сетях, состоит в том, что это способ обойти прессу. У него нет необходимости полагаться на нее. В наше время современных технологий мы больше не нуждаемся в вас, ребята".

По данным социологического центра Pew Research, в настоящее время социальные сети являются главным источником новостей для 62 процентов взрослых американцев. Четыре года назад таких американцев было 49 процентов.

Радио Свобода