Курсы «правопитания»

Давид Каландия

Курсы «правопитания»

«Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!»

(А. Блок. «Скифы»)

***

«Я грузин, а значит – я европеец», – с высокой трибуны сказал в свое время один наш видный политический деятель, и мир обрушился от аплодисментов. От наших аплодисментов. Мы сразу надули щеки и свысока стали глядеть на наших соседей-южан. И на северян тоже, так как северяне вообще ни к какой части света не относятся, у них особенная стать!

Но! Сколько бы мы не говорили, что мы Европа, на самом деле мы не Европа. Менталитет у нас неевропейский. Не знаю, плохо это или хорошо, но это так.

Чинопочитательство и преклонение перед дутыми авторитетами у нас уже на генетическом уровне. И это неудивительно: 200 лет выживать в режиме сосуществования со Старшим Братом и в итоге стать самой довольной республикой из 15 союзных – такое надо было суметь. И мы сумели.

Так что не Европа мы, не Европа, потому что в Европе это уже не ценится, а у нас все еще в полном разгаре. Вон, премьер-министр Англии может общественным транспортом на работу ездить, а когда наш солнцеликий Миша по городу из одного кабака в другой передвигался, перед его эскортом даже памятники приседали.

***

Любое должностное лицо у нас вызывает дрожь в коленках, учащение дыхания, и при его появлении хочется встать и низко поклониться. И чем должностнее это лицо, тем ниже хочется опустить голову. А где в Европах вы видели такое? Такое я видал только в разных Азиях.

Помню, много лет тому назад гостил я в одном небольшом европейском городке (не буду указывать пальцем, чтобы другие европейские городки не обиделись), и там пригласивший меня человек на одном собрании встретил городского мэра и отчитал его за какой-то хозяйственный промах. Мэр стоял с поникшей головой и обещал исправиться.

Представил я себе, что простой смерд, вроде меня, подошел к Д. Нармания и стал его отчитывать, и в ответ Д. бухнулся бы ниц, обнял меня за мои бедра и взвыл: «Прости меня, мой добрый избиратель, я все исправлю». Хотел представить, но не смог, фантазии не хватило. Скорее я на вопрос Нармания «Как живете караси?» без запинки, с привычным рвением ответил бы: «Ничего живем, мерси».

Утрирую, конечно, но я же не могу иначе.

***

Когда того или иного персонажа у нас назначают на ответственное место, идут поздравления со всех сторон, и мамы персонажа ходят гордые и первыми уже не здороваются. Хотя, если вдуматься, поздравлять тут не с чем. В нашей дышащей на ладан республике назначение на высокое место должно быть связано с определенными рисками, так как работы – непочатый край.

Настолько у нас раздолбано все вокруг, что сразу по назначению должностное лицо, засучив рукава и плюнув на сон, должно с киркой и лопатой вести нас вперед к светлому будущему. И не покрикивая на нас, а своим личным примером, разбрызгивая пот, кровь и слезы, должен он/она/оно показывать нам, что значит работать по-настоящему, по должному, по должностному.

Я против того, чтобы у высоких должностных лиц была маленькая зарплата. Зарплата должна соответствовать мере ответственности, которую это должностное лицо несет за свое высокое место. Но и отдача должна быть за каждый полученный им тугрик.

***

Не знаю, как с отдачей, а физический вес наших лиц, усевшихся в должностные места, резко начинает прибавляться, что тоже не по-европейски. Появляются брыли, наливаются щеки, плечи принимают женский абрис, зад тяжелеет. Не похоже, чтобы они с киркой и лопатой прокладывали тоннель от Лондона до Бомбея во имя светлого будущего. И взгляд у них покрывается царственной поволокой. Смотрит должностное лицо на тебя, но не видит. Если протянет руку, то не для пожатия, а для поцелуя, ладонью вниз. И главное – они начинают нести чушь, пороть пургу и вешают лапшу на наши купированные ушки.

Надысь выходит старый член нового парламента господин Дзидзигури и, сыто глядя в объектив камеры, на весь честной мир объявляет:

«Правительственные группы и наши иностранные коллеги удостоверяют: рост цен не скажется на настроении нашего населения».

Во сказанул парень! Представил себе картину:

Сижу на балконе, чешу затылок, бежит мимо сосед с авоськой, кричу ему:

– Звиад, почем овсянку брал?

– По три, – отвечает Звиад.

– А вчера сколько было?

– Два.

– Всего-то? Фигня какая.

– Конечно, фигня, – говорит Звиад и голодным взором смотрит на пробегающего мимо бродячего пса.

Бродячий пес в ответ таким же взором глядит на Звиада.

Пасторальная идиллия.

***

Новый парламент уже приступил к работе, хотя то, чем депутаты пока занимаются, называется разминка. Разминаются ребята за наш счет.

Пока до кровопускательной драчки дело не дошло, но лай-перемат уже стоит по полной программе. Ходячие мертвецы в лице ЕНД, чтобы доказать, что слухи об их смерти сильно преувеличены, на каждом заседании парламентской сессии выполняют вольные программы со всеми выкрутасами. Такое чувство, что они провоцируют большинство на агрессию, чтобы было потом, о чем поплакаться иностранным разведкам и попросить новое финансирование на борьбу за светлое будущее.

За их светлое будущее.

***

Кто-то из остроумцев сказал: «Если соединить наше темное прошлое и светлое будущее, то получится как раз то серое настоящее, в котором мы сегодня живем». Так вот, живя в сером настоящем и утверждая свою самую особенную особенность, может, сперва научимся держать вилку в правильной руке, прежде чем называться Европой?

Кстати, тбилисская мэрия решила заняться этим вопросом и организовать курсы «правопитания» для своих сотрудников. Дабы при вкушении трапезы на высоком уровне никто салат «Цезарь» ладошкой себе не перекладывал и казенные вилки не уносил домой.

Еще бы не забыть научить всех мыть руки до и после.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции