Компания, зарегистрированная в квартире министра культуры Грузии Михаила Гиоргадзе, задолжала государству более миллиона лари. Речь идет о компании «Интернешнл ивентс», совладельцем которой Гиоргадзе был до назначения на пост министра. О том, что адрес министерской квартиры совпадает с юридическим адресом компании-должника, стало известно в результате расследования, которое провела Ассоциация молодых юристов Грузии.
В 2005 году компания «Интернешнл ивентс» заполучила в аренду Тбилисский концертный зал сроком на 49 лет. Владельцами компании до 2014 года были нынешний министр культуры и охраны памятников Михаил Гиоргадзе, его заместитель Каха Канделаки и Давид Менабде – директор Инвестиционного фонда развития культуры, который также функционирует при Минкульте.
С 2011 года компания задолжала государству арендных платежей уже более чем на 1 245 000 лари, говорит юрист Ассоциации молодых юристов, автор данного расследования Сулхан Саладзе. Получается, что, когда Гиоргадзе назначали министром, а он, в свою очередь, назначал своих бывших бизнес-коллег на должности, в правительстве о долге знали. В ноябре 2013 года компании был отправлен документ с требованием оплатить задолженность, говорит Саладзе. На нем стоит подпись Дмитрия Кумсишвили, министра экономики и устойчивого развития:
Your browser doesn’t support HTML5
«Что самое главное – с 2013 года по сей день государство практически не беспокоило компанию требованием выплатить задолженность. Юридическим адресом компании по сей день остается жилье министра, расположенное по адресу Габашвили, 1».
Все это, считает юрист, усугубляет подозрение, что министр лишь формально отдалился от компании, а на самом деле он все еще имеет личный интерес, связанный с «Интернешнл ивентс». В Ассоциации молодых юристов полагают, что должен быть поставлен вопрос политической ответственности Гиоргадзе.
Но сам чиновник проблему видит лишь в том, что юридически компания остается зарегистрированной по адресу его квартиры. По словам Михаила Гиоргадзе, это «простой человеческий момент»:
«О формальности 12-летней давности я действительно и не вспоминал. Тот факт, что еще сегодня утром, а может и сейчас, (компания) юридически зарегистрирована в квартире, принадлежащей мне, конечно, сам этот факт – правда. Но высказанные подозрения и какие-то выводы, которые были сделаны из этого, – я лично подобной связи не вижу: ни логической, ни юридической, ни какой-либо другой».
За то, что компания, задолжавшая государству более миллиона лари, на протяжении всех этих лет беспрепятственно продолжает свою деятельность, ответственно Национальное агентство по управлению госимуществом, говорит Сулхан Саладзе. Эта служба, функционирующая при Минэкономики, могла свободно расторгнуть договор с «Интернешнл ивентс» и потребовать выплату долга. В случае отказа агентство было вправе обратиться в суд, говорит Саладзе. Однако этого сделано не было.
В пресс-службе Национального агентства по управлению госимуществом комментировать ситуацию нужным не считают, ссылаясь на то, что министр культуры и охраны памятников уже сделал заявление.
Согласно грузинскому законодательству людям, занимающим госдолжности, запрещено вести определенного рода деятельность: они не могут параллельно с госслужбой выполнять оплачиваемую работу в частных компаниях, не могут принимать участие в руководстве компанией. Они могут лишь владеть долей компании, и то только в том случае, если эта компания не входит в подконтрольную сферу, говорит Эрекле Урушадзе, представитель Transparency International Georgia:
«У нас в стране действует такой запрет. И одно из средств предотвращения (коррупции) – имущественные декларации, которые должностные лица ежегодно заполняют. Они обязаны указывать, есть ли у них связь с какой-либо компанией. Но проблема в том, что ни одно ведомство не осуществляет проверки содержания этих деклараций. Соответственно, никаких гарантий, что они полностью указывают ту или иную информацию, не существует, и часто должностные лица скрывают свою связь с частными компаниями. Сейчас, если ничего не изменится, с 1 января в Бюро государственной службы должна заработать система перепроверки имущественных деклараций».
А пока проверками занимаются неправительственные организации и журналисты, говорит Урушадзе. И они уже не раз уличали чиновников в связи с бизнесом.