Экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сегодня подтвердил, что намерен баллотироваться в президенты. В воскресенье в ходе видеоконференции с представителями югоосетинской молодежи он впервые публично заявил, что идет на это по просьбе народа. Тогда же Кокойты выразил уверенность в том, что «попытки манипуляторов протащить угодного им кандидата будут обречены на провал».
Экс-президент Эдуард Кокойты сегодня подтвердил ИА «Спутник», что готов идти в президенты по просьбе большой части югоосетинского общества.
«Меня поддерживает много людей. Я не самоуспокаиваюсь, а исхожу из реального состояния дел. Приятно, что среди этих людей есть и многие мои бывшие оппоненты, и те, кто стоял на площади в 2011 году. Я не делю людей на тех или иных. Все они наши, родные, и каждый, кто может помочь обществу, должен объединиться и делать свою работу. Безусловно, я пройду ценз оседлости, даже не сомневайтесь», – подчеркнул экс-президент.
Молодежная организация «Иры Сомбон», поддерживающая Эдуарда Кокойты, на правах рекламы опубликовала на одном из югоосетинских сайтов обращение бывшего президента. В нем, в частности, говорится:
Your browser doesn’t support HTML5
«Именно нам, гражданам Республики Южная Осетия, предстоит определять наше будущее. Многие пытались подавать сигналы, но самый важный и заслуживающий внимания – это сигнал от народа Южной Осетии. Кураторы приходят и уходят, а нам и дальше вместе жить в республике. Каждому из нас следует себе задать вопрос: мы в первую очередь граждане Южной Осетии или нет? Независимая Южная Осетия наша родина или нет? Или, быть может, мы гости на собственной земле?»
В целом обращение пестрит противоречиями, считает югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев. С одной стороны, Кокойты призывает своих сторонников «воздерживаться от оскорбительных и грубых высказываний в адрес президента РЮО Леонида Харитоновича Тибилова и спикера парламента РЮО Анатолия Ильича Бибилова в социальных сетях и на сайтах осетинской тематики». С другой, отмечает, что «попытки манипуляторов протащить угодного им кандидата будут обречены на провал», не называя при этом имен. Говорит Роланд Келехсаев:
«Кокойты не изменился, он опять в своем амплуа разоблачает врагов народа и прочих недругов Южной Осетии. Непонятно, кого он имеет в виду под «манипуляторами» и каких кандидатов не удастся протащить в президенты. Непонятно, на кого рассчитаны эти лозунги. На кого экс-президент пытается повлиять своими противоречивыми высказываниями, от чьего влияния он пытается отгородить нашу республику – от России и российских политиков? Неужели Кокойты забыл, что без России и без ведома российских политиков он шагу не делал? Давайте сначала разберемся, была ли на самом деле эта видеоконференция. Это очередной информационный вброс его сторонников. А что касается его неприязни к российским чиновникам, которые по роду своей службы взаимодействуют с Южной Осетией, то Кокойты прекрасно помнит, что в 2011 году он ушел в отставку, потому что эти российские сотрудники сделали все, чтобы он не остался у власти... Кокойты говорит, что «кураторы приходят и уходят». Он разве не понимает, что интересы России не меняются и, несмотря на то, что сейчас республику курируют другие люди, отношение Кремля к Эдуарду Кокойты не изменилось с 2011 года. Кокойты обижен на Кремль, потому и делает такие выпады в адрес Кремля. Но экс-президент не может не понимать, что сотрудники администрации президента РФ и есть те люди, которые выполняют те задачи, которые ставит перед ними во внешней политике глава государства Владимир Путин. Поэтому его высказывания алогичны. Говоря о единстве с Россией и дружбе с Москвой, Кокойты одновременно обвиняет эту самую Россию во вмешательстве во внутреннюю политику Южной Осетии, фактически он просто манипулирует общественным сознанием».
По мнению Келехсаева, экс-президент «пытается давить на национальные чувства осетин и на таких националистических настроениях получить некоторое количество голосов»:
«Он этими высказываниями, наоборот, обостряет ситуацию... Есть те, кто надеется с его возращением занять утраченные позиции. Но никак его рейтинг не равен 60%, как пишут в комментариях его сторонники... Юридических оснований выдвижения и регистрации Кокойты на выборах 2017 года нет. И ЦИК, и Верховный суд это подтвердят».
Сторонник экс-президента, основатель организации «Иры Сомбон» Вячеслав Хозиев подтверждает, что Эдуард Кокойты действительно обратился к молодежи посредством видеосвязи и заявил о намерении побороться за президентский пост:
«Видеоконференция действительно состоялась, была связь из Москвы с гражданами РЮО, проживающими в Северной Осетии, Санкт-Петербурге и других российских регионах. Это факт. Что касается нашей поддержки, то Эдуард Кокойты достаточно опытный политик и с его именем связывают признание независимости республики Южная Осетия… Рейтинг Эдуарда Джабеевича достаточно высокий, народ достаточно уважительно к нему относится. Он сказал, что к нему поступает достаточно много сигналов, чтобы участвовать в этих выборах. Он идет с новой программой, новыми целями, с новой командой. О новой программе я пока не могу сказать, предвыборная кампания пока не началась. Он сказал, что надо продемонстрировать высокую политическую культуру, и мы не допустим никаких нелицеприятных высказываний, ждем такого отношения и со стороны всех политических сил. Практически все мы изложили в своем обращении».
Вместе с тем Хозиев не смог разъяснить, кого имеет в виду Кокойты под манипуляторами и неугодными кандидатами.
«Это вопрос к самому Кокойты. На все эти вопросы ответит со временем он сам», – сказал Вячеслав Хозиев.
Российский политолог, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает, что Эдуард Кокойты пытается навязать свою кандидатуру Кремлю:
«Кокойты около месяца назад намекнул, что будет баллотироваться, и, видимо, он посчитал это недостаточно сильным сигналом. В Москве его не услышали. В Москве не побежали вести с ним переговоры на тему того, как ему помочь. Поэтому он решил сделать какой-то более громкий ход. Тогда он намекал на создание группы поддержки, проведение массовых выступлений в свою поддержку, массовые беспорядки в Южной Осетии. Тогда это было намеком, сейчас это говорится в открытую. Он захочет сделать ситуацию более острой, он хочет навязать себя Москве в качестве собеседника, стороны переговоров. Он хочет, чтобы Москва с ним обсуждала, как он им может помочь избежать политического кризиса, и он этим кризисом угрожает».
Эдуард Кокойты считает, что ценз оседлости не помешает ему баллотироваться в президенты. Николай Силаев называет это заявление блефом:
«Эти поправки он сам инициировал, но тогда там не было такой точной формулировки, как сейчас. Слова о том, что он этот ценз преодолеет, – это блеф, потому что есть отметки о пересечении границы и в югоосетинской погранслужбе, и, конечно же, в российской. Он не пройдет этот ценз. Ему откажут в регистрации в ЦИК. Я думаю, что в Москве не побегут удовлетворять его амбиции. А будут также, как и раньше, игнорировать, потому что единственно разумная реакция на шантаж – это игнорировать. Он блефует. Масштабы его популярности не таковы, чтобы в его поддержку люди вышли на улицы. Он два срока уже был президентом. Крайне неудачно вел восстановление Южной Осетии, избиратели это запомнили и не хотят его возвращения. Что касается его атак на т.н. кураторов, кого они хотят протащить? Я не понимаю, откуда вообще взялось слово «куратор»? Насколько я понимаю, люди, употребляющие это слово, говорят о сотрудниках российских органов власти, которые занимаются отношениями с Южной Осетией. Почему их называют кураторами – для меня загадка. Сотрудников МИД, Министерства по делам Северного Кавказа, администрации президента... Южная Осетия – независимое государство, нет здесь никаких кураторов и быть не может. Есть должностные лица, которые в силу своих должностных обязанностей занимаются отношениями с Южной Осетией».
Николай Силаев допускает, что у экс-президента сохранились некоторые связи в России, но явно не в первом эшелоне власти:
«Все помнят, как Кокойты руководил Южной Осетией, и иметь с ним дело не хотят. У него могли остаться на втором уровне люди, на региональном уровне люди, готовые с ним какую-то игру играть. Но особых союзников каких-то, влиятельных и могущественных, – это блеф. Я слышал, у него есть некоторые личные проблемы. Деньги имеют обыкновение кончаться. На этом я умолкаю и больше развивать эту мысль не буду. Но Кокойты не тот человек, с которым влиятельные люди в Москве, а тем более должностные лица, будут заключать долгосрочный альянс. Тут есть такой момент. Он понимает, что у части чиновников в Южной Осетии есть некоторое недовольство, что Москва недостаточно знает местную специфику или что Москва недостаточно внимательно относится к иерархиям и репутациям, сложившимся на местном уровне. И поэтому Кокойты думает использовать эти настроения югоосетинских чиновников, и, ругая Москву, кураторов, он это недовольство обращает в свою поддержку. Он хочет обратить в свою пользу те некоторые шероховатости, которые возникают между югоосетинскими и российскими чиновниками в рабочих вопросах».
Сам экс-президент Эдуард Кокойты был недоступен для комментариев. Как сообщили в его окружении, он выехал на конфиденциальную встречу.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия