В этом году исполняется 100 лет первой партии мандарин, отправленных из Абхазии. Осуществил эту поставку известный абхазский меценат и общественный деятель Николай Николаевич Смецкой. О нем нам рассказала Марина Богославская, доцент Абхазского государственного университета. Она «познакомилась» со Смецким еще в 2000 году, когда писала диссертацию.
Дарья Папба: Марина Ефимовна, расскажите, пожалуйста, о Николае Николаевиче, из какой семьи он происходил?
Марина Богославская: Николай Николаевич Смецкой – это крупный меценат, который оставил неизгладимый след в развитии Абхазии. Смецкой родился в 1851 году в Москве в семье известного лесопромышленника. Братья его матери тоже были известными меценатами. Он, занявшись лесопроизводством, очень скоро добился успехов. И к моменту приезда в Абхазию был уже очень богатым лесопромышленником.
Дарья Папба: Как Смецкой оказался в Абхазии? Почему он решил приехать именно сюда?
Your browser doesn’t support HTML5
Марина Богославская: Совершенно случайно… Когда жена Николая Николаевича заболела, врач посоветовал поехать куда-нибудь к морю, чтобы поправить здоровье. И они решили поехать в Сочи. Но по дороге на корабле познакомились со студентом, который очень хвалил им Абхазию и посоветовал поехать туда. Они послушались.
Надо сказать, что жена его Ольга была дочерью известного в России археолога и музееведа Юрия Филимонова, который известен тем, что собрал коллекцию и являлся хранителем Оружейной палаты в Москве. Ольга Юрьевна была единомышленницей Николая Николаевича. На ее месте другая женщина могла бы, будучи женой такого богатого человека, проводить время на балах и развлекаться, а она все время была рядом с мужем и помогала ему во всех начинаниях. Может быть, и успешен он был потому, что рядом была именно такая женщина. Абхазия так понравилась Николаю Николаевичу, что он решил все свои силы направить на развитие этого региона. В то время Сухум представлял собой печальное зрелище. Город был разрушен, вокруг были заболоченные места, население было очень немногочисленным. Но сам климат и места настолько потрясли его, что он решил остаться здесь. За 12 лет он приобрел более двух тысяч гектаров земельных участков. Из них самые крупные были в Гульрипшском районе и в поселке Эшера.
Начал он со строительства санатория в поселке Гульрипш. Санаторий представлял собой трехэтажное здание, состоящие из четырех корпусов, и оборудован был по последнему слову техники. В санатории имелись лифт и паровое отопление – для того времени невиданные вещи. Чтобы обеспечить строительство санатория, он построил кирпичный завод, небольшую электростанцию. На территории санатория разбил огород и фруктовый сад. Здесь были своя мельница и скотный двор, для того чтобы обеспечивать больных свежим молоком. Все было продумано до мелочей.
Через несколько лет он приступает к строительству другого санатория в поселке Агудзера. Но этот санаторий был рассчитан не на легочных больных, а на отдыхающих.
После завершения строительства санатория в Агудзере он строит уже третий санаторий, который назывался «Гульрипш-2». По своим масштабам еще более величавый. Комиссия из России, которая приехала для того, чтобы осмотреть это здание, была настолько потрясена, что назвали санаторий Дворцом гигиены. Это был один из лучших санаториев в Европе.
Но деятельность Николая Николаевича не ограничивалась только строительством санаториев. Его интересовало очень много вещей, в частности, флористика. На территории Абхазии он разбил пять парков. Из них самый крупный – это сухумский дендропарк, где он высаживал уникальные растения, привезенные из путешествий: с юга Франции, из Северной Африки и других мест. Этот дендропарк называли живой Третьяковкой, так как он был уникален по своим масштабам.
Николай Николаевич оставил большой след в развитии сельского хозяйства, особенно цитрусоводства и виноградарства.
До Николая Николаевича цитрусоводство в Абхазии не было развито. А Смецкой в своем имении заложил плантации и начал осуществлять промышленное производство цитрусовых плодов. И в 1916 году он впервые отправил в Москву два вагона мандарин. Это была первая партия цитрусовых плодов, вывезенная из страны. И после этого цитрусоводство получило развитие и успешно развивается до сих пор.
Очень заинтересовало Николая Николаевича и виноградарство. Приступая к разведению винограда, он начал с изучения того, какие аборигенные сорта винограда существовали. Именно благодаря ему многие местные сорта были возвращены, он их возродил.
Смецкой построил два винных завода. Всего он производил 16 видов вина. Все эти вина вывозились в Россию. Это были не дешевые напитки стоимостью 1,5 рубля за бутылку. Такое вино предназначалось для богатых людей.
Дарья Папба: Вы можете охарактеризовать значение личности Смецкого для Абхазии?
Марина Богославская: Оценить Николая Николаевича и его роль в развитии Абхазии очень трудно, столь они велики и разнообразны. Его деятельность пронизана добром и основана на глубочайшей любви к Абхазии и к абхазскому народу. И надо к этому добавить, что после того, как национализировали его имение, он не захотел уехать, а остался здесь, настолько Абхазия была ему дорога. Это очень важно, особенно сегодня, когда нас все время одолевают агрессивные настроения. А жизнь и деятельность Николая Николаевича могли бы послужить примером того, как нужно любить свою землю.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия