«Рустави 2» на грани закрытия. Генеральный директор телекомпании Ника Гварамия на специальном брифинге обратился к грузинским властям с призывом снять судебный арест с имущества главного оппозиционного СМИ, чтобы канал мог выполнить финансовые обязательства перед кредиторами и государством. В противном случае, заявил Гварамия, это будет означать финансовую смерть «Рустави 2».
Грузинский медиарынок штормит – вслед за громкой новостью об объединении трех крупных телекомпаний в один холдинг, о серьезных финансовых проблемах объявил директор самого рейтингового канала – «Рустави 2». По словам Ники Гварамия, телекомпания больше не может выполнять финансовые обязательства перед бюджетом. Причина – арест имущества оппозиционного СМИ из-за тяжбы между бывшим и нынешними владельцами.
«Уже полтора года имущество «Рустави 2» и «ТВ Сакартвело» арестовано. Следовательно, мы не можем обратиться к банкам с просьбой об овердрафте или займом. За это время мы не разу не опаздывали с выдачей зарплат, к сожалению, мы опаздываем с обязательствами перед кредиторами, с исполнением налоговых обязательств. Уже целый месяц мы не можем перечислить деньги в казну. Мы еще можем расплачиваться по внутренним обязательствам, но имеем проблемы с внешними. Но мы обязательно окажемся в ситуации, когда проблемы возникнут и с выполнением внутренних обязательств. Поэтому я обращаюсь к руководству страны и суду – оставьте «Рустави 2» в покое, примите объективное решение, а до этого снимите арест, который нацелен лишь на то, чтобы наша финансовая деятельность стала невозможной», – заявил Гварамия.
Your browser doesn’t support HTML5
Как отметил гендиректор телекомпании, в противном случае уже в ближайшем будущем «Рустави 2» будет вынуждено прекратить вещание.
На заявление немедленно откликнулись в оппозиции, заявив о желании властей уничтожить главное оппозиционное СМИ страны. В «Едином национальном движении», с которым связывают «Рустави 2», считают, что государство планомерно задействует все возможности по нейтрализации неподконтрольной ему телекомпании.
В Лейбористской партии же и вовсе проводят параллель между финансовыми проблемами «Рустави 2» и созданием нового медиахолдинга, куда вошли телекомпании «Имеди», «Маэстро» и GDS. Свою версию озвучил один из лидеров «лейбористов» Георгий Гугава:
«Семьи двух олигархов (Бадри Патаркацишвили и Бидзина Иванишвили) объединились, чтобы создать гигантский телевизионный холдинг, у которого не будет никаких финансовых проблем, и на протяжении следующих месяцев они будут стараться финансово уничтожить и поставить в безвыходное положение неподконтрольный им самый рейтинговый телеканал».
Отреагировали и в правящей партии. Сразу несколько лидеров «Грузинской мечты» выступили с призывом разобраться в ситуации. Как заявила первый вице-спикер парламента Тамар Чугошвили, процесс (судебная тяжба) должен поскорее завершиться, а вся эта ситуация крайне невыгодна в первую очередь самой «Грузинской мечте». Еще один представитель партии власти Гия Вольский призвал соответствующие структуры сделать все возможное, чтобы «Рустави 2» смог продолжать свою работу.
«Рустави 2» должен работать, а суд должен вынести справедливое решение, которое бы отвечало и принципам свободы слова, и принципам частной собственности. А до того, любая приостановка или вмешательство в деятельность «Рустави 2» или любой другой медиа-структуры не позволительны. Если существует хоть какой-то законный способ, необходимо им воспользоваться и обеспечить полноценную работу «Рустави 2».
В налоговой службе о возможных послаблениях в отношении «Рустави 2» говорить отказались, ссылаясь на недопустимость раскрытия какой-либо информации касательно отношений между государством и налогоплательщиком.
О недопустимости закрытия «Рустави 2» говорят и в экспертном сообществе. Позицию большинства специалистов озвучила председатель правления «Фонда развития медиа» Тамар Кинцурашвили:
«Если «Рустави 2» прекратит вещание, в то время как три крупные телекомпании концентрируются в руках власти, это будет серьезным ударом не только с точки зрения медиаплюрализма, но и с точки зрения демократии».
Впрочем, медиаплюрализм может сыграть злую шутку. Пока крупные игроки грузинского медиарынка объединяются и борются за выживание, на сцене может появиться еще один телеканал, заранее обреченный на скандал. 31 декабря начнет вещание «Тбилиси-24», лицом которого, судя по всему, станет Владимир Бедукадзе, известный благодаря истории со скандальными кадрами пыток в тюрьмах, ставших одним из факторов поражения «Единого национального движения» на выборах в 2012 году.
В этом году Бедукадзе неожиданно заявил о начале политической карьеры, лейтмотивом которой стал призыв к восстановлению тесных связей с Россией. И «Тбилиси-24», вероятно, может занять пустующую пока пророссийскую нишу на грузинском телерынке. Право на вещание канал уже получил – соответствующее сообщение появилось на сайте Национальной комиссии по коммуникациям 26 декабря. На данном этапе «Тбилиси-24» будет вещать шесть часов в сутки на грузинском языке. По имеющейся информации, телеканал формируется на базе одноименного информационного агентства. Его тоже называют «пророссийским», а директором является коллега Бедукадзе по НПО «Центр общественного мониторинга» Гоча Начкебия.
В экспертном сообществе пока воздерживаются от оценок в отношении «Тбилиси-24», предлагая дождаться более конкретной информации. Но вместе с тем отмечают: необходимо как можно скорее выяснить, кем именно финансируется канал. Если следы ведут в Москву, то необходимо принять соответствующие меры, благо соответствующим законом подобное финансирование прямо запрещено. В целом же открытие откровенно пророссийского ТВ – это серьезный вызов грузинским властям. Общество такой медиаплюрализм может не понять.