Сегодня госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили выразила озабоченность относительно намерений властей самопровозглашенной республики Абхазия закрыть еще два перехода на реке Ингури. По ее словам, необходимо сделать все, чтобы прийти к выработке «рационального решения». Грузия задействует все международные механизмы, чтобы не допустить ухудшения положения населения Гальского района и всей Абхазии.
Де-факто власти Абхазии уже несколько лет говорят о намерении закрыть все пункты пропуска через административную границу, оставив лишь КПП на Ингурском мосту. На сегодняшний день на линии разделения функционирует три перехода. Когда президентом самопровозглашенной республики был Александр Анкваб, пропускных пунктов было шесть.
Согласно статистике абхазской стороны, ежедневно реку Ингури, разделяющую Гальский и Зугдидский районы, пересекают свыше 1500 человек. С февраля этого года гражданам придется переходить де-факто границу только по Ингурскому мосту. Об этом на пресс-конференции 27 декабря объявил абхазский лидер Рауль Хаджимба:
Your browser doesn’t support HTML5
«Мы открытым текстом заявили представителям ведущих европейских государств, в том числе участникам Женевских дискуссий, что эти переходы мы будем закрывать. Будет один пункт пропуска, который будет жестко контролироваться, что даст нам возможность иметь меньше всякого рода преступлений».
На следующий день после этого заявления абхазский кабмин внес изменения в постановление «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Республики Абхазия с Грузией», из которого следует, что два пункта, находящиеся в нижней зоне Гальского района, будут закрыты в течение 30 дней. На том же заседании было отмечено, что дорога вдоль реки Ингури уже восстановлена, и все желающие на автобусах смогут добраться до центрального пропускного пункта на Ингурском мосту.
Грузинские власти заявляют, что эти меры ухудшат и без того тяжелое положение населения региона. Вот что по этому поводу сказала сегодня госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили:
«Мы ведем переговорный процесс со всеми нашими партнерами, чтобы эти планы не были претворены в жизнь, так как они создадут дополнительный груз проблем не только для жителей Гальского района, но и всей остальной Абхазии. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы передвижение населения было упрощено до окончательного урегулирования конфликта, после чего все эти уродливые баррикады будут демонтированы».
Тем временем жители Гальского района, с которыми связалось «Эхо Кавказа», говорят, что им пока ничего не известно о грядущих изменениях. Но все сходятся во мнении, что их ждут дополнительные трудности, если планы де-факто властей будут претворены в жизнь:
«Я живу в Пичори, и перехожу в сопредельный Зугдидский район по местному переходу. Теперь мне придеться ехать до Чубурхинджи, что потребует дополнительного времени и средств, и неизвестно еще, сумею ли я вернуться до наступления темноты».
Его поддержала другая жительница Абхазии:
«Три дня назад до нас дошли слухи, что они (власти) подогнали автобусы, однако официального предупреждения о закрытии пунктов мы пока не слышали. Будет сложно, очереди увеличатся, ученики не смогут перемещаться в школы в соседний район. Ничего не поделаешь, значит, такова наша судьба».
По словам конфликтолога Левана Герадзе, действия абхазских властей вполне вписываются в российскую политику дальнейшей изоляции региона от остальной Грузии. Грядущая либерализация визового режима между Грузией и странами ЕС вызывает неприкрытое раздражение со стороны России:
«Они пытаются свести на нет передвижение населения конфликтного региона. И если граждане Грузии и так лишены возможности посещения Абхазии, то теперь задумка состоит в том, чтобы посредством жестких мер лишить абхазов возможности получать доступную медицинскую помощь и вести бизнес на сопредельных территориях. Некоторые абхазы в частных разговорах не скрывают, что с удовольствием бы взяли грузинский паспорт для передвижения по остальному миру. Видимо, кое-кого эти слухи лишили покоя».
В конце дня со специальным заявлением выступил аппарат Народного защитника Грузии. В сообщении говорится, что «решение де-факто властей Абхазии является еще одним шагом назад в соблюдении прав местного населения»:
«Закрытие пропускных пунктов ограничивает свободу передвижения жителей Гальского района, создает им неоправданные препятствия в плане получения (услуг) здравоохранения, образования, торговли и общения с родственниками», – говорится в сообщении грузинского омбудсмена.