В конце декабря на итоговой встрече главы Ингушетии с представителями общественных организаций Юнус-бек Евкуров обозначил четыре события, которые, по его мнению, можно отнести к наиболее важным для республики: визит председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, выборы в Госдуму РФ и парламент республики, победа двух ингушских спортсменов на Олимпиаде и успешное завершение федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». Были и другие события, развитие которых будет иметь продолжение уже в новом, 2017 году.
В начале 2016 года руководство Ингушетии продолжило реорганизацию Духовного центра мусульман. После возникших разногласий между главой республики и муфтием Исой Хамхоевым при главе республики создали Управление по делам религии, а в июне для координации работы этого управления Евкуров утвердил в должности своего нового советника Магомеда Албогачиева, который стоял у истоков создания муфтията республики и возглавлял его на протяжении 12 лет. Еще через месяц при поддержке известных ингушских богословов в Ингушетии создали рабочую группу по решению религиозных споров. Несмотря на то что Иса Хамхоев проигнорировал это мероприятие, его представители также включились в работу сформированной группы. Изначально предполагалось обсудить все спорные вопросы на съезде мусульман Ингушетии, проведение которого планировали на конец марта, однако сторонники опального муфтия выступили против проведения съезда, справедливо полагая, что там будут обсуждать не столько разногласия в позициях, сколько решать вопрос о выборе нового духовного лидера мусульман. К этому времени муфтият Ингушетии почти полностью лишился поддержки республиканских властей, а часть его функций администрация главы республики делегировала вновь созданному Совету алимов. Не желая обострять ситуацию, от проведения съезда решили отказаться и создали дискуссионную площадку, на которой авторитетные ингушские богословы могут обсуждать все спорные вопросы и вырабатывать общую позицию по важным религиозным темам. Договориться пока не получилось, но удалось не допустить открытого противостояния между представителями различных тарикатов и религиозных течений. При этом не стоит забывать, что угроза мирному сосуществованию мусульман республики исходила и с другой стороны. В 2016 году было совершено покушение на имама Насыр-Кортской мечети Хамзата Чумакова и предприняты две безуспешные попытки покушения на жизнь имама мечети селения Али-Юрт Исы Цечоева. В результате взрыва заминированного автомобиля в Насыр-Корте по счастливой случайности никто не погиб, а в обоих случаях в Али-Юрте трагедию удалось предотвратить благодаря бдительности прихожан мечети. Теперь следствию предстоит разобраться в том, кто стоит за организацией этих преступлений, чтобы не допустить дестабилизации ситуации в республике.
Your browser doesn’t support HTML5
В 2016 году вступила в действие поправка к закону о вынужденных переселенцах, согласно которой в продлении статуса ВП отказывают при наличии любого факта полученной ранее государственной помощи. При этом размер оказанной помощи и ее эффективность значения не имеют. Раньше у людей была возможность обжаловать действия чиновников в суде, так как те ссылались на правительственные постановления, а переселенцы – на закон. Теперь чиновники ссылаются на закон, а переселенцам остается апеллировать разве что к логике и ретроактивности закона (действие закона на решения, принятые до его вступления в силу), что снижает их шансы на победу в суде практически до нуля. Для сотни семей вынужденных переселенцев способ противодействовать этому остался только один – обращение в Конституционный суд РФ.
Как и предполагалась, на выборах в Ингушетии сенсации не произошло. «Единая Россия» уверенно обошла своих конкурентов. Не все конкуренты согласились признать эти выборы честными, но в СМИ так и не появилась информация о поданных жалобах на конкретные факты нарушений в ходе голосования. Даже по официальным данным количество участвующих в выборах заметно снизилось. Если в 2008 году в единый день голосования в Ингушетии проголосовало 92% избирателей, в 2011-м процент участвовавших в выборах снизился до 88% и еще на семь пунктов опустился в 2016 году.
В ушедшем году активизировали свою работу силовики. Сотрудники ФСБ провели три спецоперации, в ходе которых подозреваемые в связях с НВФ погибли. Сначала в мае в один день, но в разных местах убили пятерых человек: Хизира Галаева, братьев Цолоевых и еще двух братьев Местоевых, а в октябре пресс-служба ФСБ отчиталась о ликвидации эмиссара «Исламского государства» Зубейра Саутиева. Вместе с ним в заблокированном частном доме селения Насыр-Корт убили еще трех человек, после того как переговоры об их добровольной сдаче зашли в тупик. Примерно в то же самое время, но в другом населенном пункте застрелили супругов Аушевых. И в этом случае сотрудники ФСБ заявили о вооруженном сопротивлении. Родственники убитых не стали обращаться в правоохранительные органы с жалобами на действия силовиков. Не поступило от них заявлений и в правозащитные организации. Помимо этого в течение года задержали более 15 жителей Ингушетии, обвиняемых в связях с боевиками. Если проанализировать все пресс-релизы НАК по Ингушетии за последнее время, получается, что спецслужбы действуют на опережение, не давая пробудиться «спящей ячейке» ИГИЛ. В противном случае населению республики угрожала бы серия терактов в местах массового скопления людей. По сложившейся традиции правоохранительные органы выдают минимум информации, ограничиваясь стандартными формулировками.
Ряд значимых событий произошел во второй половине прошлого года: отставка правительства, арест начальника ЦПЭ МВД по РИ, заседание комиссии по адаптации, создание Совета по правам человека и развитию гражданского общества при главе РИ.
Пожалуй, самое неожиданное из них – задержание начальника ЦПЭ МВД по РИ Тимура Хамхоева. Жалобы на незаконные действия сотрудников этого отдела и лично его руководителя поступали от жителей республики и раньше. В большинстве случаев полицейских обвиняли в применении пыток, но не всегда люди решались подавать заявления в следственные органы. Казалось, что никакие уголовные дела не в состоянии изменить ситуацию. Такой уверенности не было и после резонансного случая пыток супругов Далиевых, в результате которых один из супругов, Магомед Далиев, скончался. Теперь Тимура Хамхоева, обвиняемого в разбое и вымогательстве, следственные органы подозревают и в причастности к пыткам задержанных людей.
26 декабря в Магасе состоялось единственное в 2016 году заседание Комиссии по адаптации лиц, решивших добровольно прекратить террористическую детальность. Прошло оно под председательством секретаря Совета безопасности РИ и заместителя председателя Комиссии по адаптации Ахмеда Дзейтова. По его словам, работа в рамках комиссии не прекращалась в течение всего года, однако часть обращений не соответствовали критериям отбора для рассмотрения их дел по существу. Другими словами, эти люди обратились за помощью в адаптации уже после того, как были задержаны правоохранительными органами.
По мнению руководителя программы «Горячие точки» Правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, «...каждый мирно выведенный из террористического подполья человек – это сохраненные жизни не только этого человека, но и силовиков, и мирных граждан, которые могли бы погибнуть в ходе новых и новых терактов и спецопераций. Это радость для семьи спасенного человека. Это удар по пропаганде террористов. Ведь в процессе противодействия терроризму очень важно, чтобы государство выступало не как грубая и жестокая машина насилия, но как сила, готовая проявить милосердие и справедливость...».
И под самый конец года было объявлено о создании в Ингушетии Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Идея формирования нового консультативного органа при главе Ингушетии возникла в июне 2016 года, во время визита в республику комиссии аналогичного совета при президенте РФ во главе с его руководителем Михаилом Федотовым. На встрече с членами комиссии Евкуров выступил с инициативой создания рабочей группы при СПЧ по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта, а именно: для содействия в возвращении в места постоянного проживания беженцев из Пригородного района, поиска без вести пропавших, решения других вопросов. Михаил Федотов в свою очередь предложил создать республиканские советы в обеих республиках и на их базе совместно с президентским Советом по правам человека решать все озвученные проблемы. Целесообразность создания советов в Ингушетии и Северной Осетии обсуждалась Федотовым в июле 2016 года на встрече с первым замглавы администрации президента РФ Вячеславом Володиным, ныне являющимся спикером Государственной Думы. По мнению Володина, такие советы должны состоять «из людей небезразличных, из людей, беспокоящихся о том, чтобы улучшалась жизнь людей, а не из тех, кто будет бесконечно петь хвалу руководству республик, потому что такие симулякры ... будут лишь дискредитировать президентский Совет по правам человека».