Значительные события в Чеченской республике традиционно происходят в конце года. Циничный подарок жителям республики вручили 31 декабря. На окраину Грозного утром привезли останки 109 человек, числившихся без вести пропавшими с первой русско-чеченской войны. Пластиковые пакеты черного и желтого цветов с торчащими из них костями выложили прямо на снег на пустыре.
Весь год глава Чечни Рамзан Кадыров продолжал жестоко подавлять любое инакомыслие в Чечне. Эта борьба с народом настолько тотальна, что в Чеченской республике больше не вспоминают дату выселения чеченцев или трагические даты, связанные с преступлениями российских войск в течение последних двух войн. Наоборот, в такие дни в Грозном устраивают концерты и увеселительные мероприятия.
Кадыров нагрянул к Закаевым
Костью поперек горла для Кадырова остается живущий в Лондоне председатель правительства Ичкерии в изгнании Ахмед Закаев. Ныне покойный председатель чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов ездил в Европу, чтобы уговорить Закаева вернуться домой. Однако тот ответил, что вернется к себе на родину только после разрешения самого важного политического вопроса – урегулирования российско-чеченских отношений. «Прийти к власти на российских штыках можно, но удержаться практически невозможно», – передал Ахмед Закаев с гонцами Кадырову.
Your browser doesn’t support HTML5
«С оккупационным режимом, который там установил Путин, я не буду иметь ничего общего. Я готов три раза умереть в день, чтобы избежать этого. Главным образом, этот режим поставлен для того, чтобы исказить и уничтожить чеченские традиции, обычаи, культуру. Надо сказать, что они прекрасно справляются. Частью преступлений, которые совершаются против моей страны и народа, я никогда не смогу стать и не буду. Я тоскую и переживаю за свою родину, народ и ситуацию, которая там сложилась. Но пока с российскими властями не будет найден компромисс, пока мы не станем свободными, мы не сможем спокойно и мирно жить на своей земле».
5 февраля прошлого года Рамзан Кадыров лично заявился во двор родственников Ахмеда Закаева. Местное телевидение демонстрировало кадры рыдающих женщин и растерянных мужчин. Комментаторы объяснили эти проявления эмоций радостью от встречи с главой республики. Кадыров заверил родственников Закаева, что их никто не будет преследовать, что вражды между ними быть не может и он считает их своими родственниками. По его словам, они не должны отвечать за ошибки Ахмеда Закаева. Всего через несколько дней после этого телевидение показало кадры, как в мечети представитель тейпа Чинхой, к которому принадлежит Закаев, публично отказывается от Ахмеда.
Джалалдинов, который «сам поджег свой дом»
Большой скандал вызвало видеообращение жителя Кенхи Рамазана Джалалдинова к Рамзану Кадырову 14 апреля, распространенное в YouTube. Демонстрируя развалины домов и одиноких старух, Джалалдинов рассказал о разрухе и коррупции в селе. Чеченские власти подвергли автора видео острой критике. Позднее сожгли принадлежащий Джалалдинову дом и обвинили в поджоге его самого.
Джалалдинов долго скрывался, но потом покаялся перед Кадыровым и вернулся в Чечню. Однако в ноябре снова бросился в бега, опасаясь мести со стороны первого заместителя министра МВД ЧР Апти Алаудинова. По словам Джалалдинова, Алаудинов угрожал, что если Джалалдинов не перестанет поднимать проблемы своего села, то его постигнет та же участь, что и убитых Ямадаевых, правозащитницу Наталью Эстемирову и политика Бориса Немцова.
В то же время Рамзан Кадыров назвал 2016 год годом Шаройского района, в котором находится село, и обещал восстановить район.
На белорусско-польской границе
Весь год жители Чеченской республики массово уезжали в Европу в поисках безопасной жизни. Только с 1 января по 23 мая 2016 года 82,3% подавших заявление на предоставление политического убежища граждан России указали чеченскую национальность: из 2728 российских заявок чеченцы подали 2244, сообщило онлайн-издание Die Welt со ссылкой на МВД Германии.
У белорусской границы с Польшей в летние месяцы скопилось необычно большое количество беженцев – по разным данным, более двух тысяч. Кризис с потоком чеченских беженцев перерос в болезненный для Европы скандал. Власти Польши приостанавливали их пропуск, неделями не пропускали никого. Сотни семей беженцев оказались в чистом поле, где они разбили стихийный лагерь.
16 сентября на встрече с журналистами федеральных и региональных средств массовой информации на вопрос журналистки о беженцах на границе Польши Рамзан Кадыров сказал:
«А кто их отправлял туда? Пусть возвращаются. Мы не знаем, где они и как уехали. Я вообще не понимаю политику этих людей. Продают свое имущество и все, что у них есть, отдают аферистам, чтобы их незаконно перевели через польскую границу в Белоруссии. Потом остаются без документов. Чтобы получить статус беженцев, пишут всякую чушь-ерунду и теряют честь и достоинство. Плачут, чтобы там получить кусок хлеба и чтобы не работать. Их никто не отправлял, их даже не знает никто. Что им может угрожать, если их никто даже не знает. Я отправлял туда людей, толком никто не ответил, кто они и откуда выехали».
До этого Кадыров заявлял, что он знает все о чеченских беженцах в Европе и знает о каждом шаге.
В настоящий момент люди все еще остаются в Белоруссии. Вернуться в Чечню они не могут, так как боятся.
Чеченцы в Сирии
Весь год Кадыров просился в качестве пехотинца на войну в Сирию, но в итоге, судя по всему, отправил туда чеченских бойцов спецназа.
8 декабря «Известия» и «Коммерсантъ» сообщили об отправке сводного отряда батальонов «Восток» и «Запад», также известных как «чеченский спецназ», для охраны сирийской авиабазы Хмеймим, где дислоцированы российские войска и авиация. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что указанных подразделений в республике не существует. При этом он не опроверг, но и не подтвердил факт отправки в Сирию чеченских военных.
Любительская съемка, присланная на сайт «Кавказ. Реалии», на которой бойцы чеченского спецназа готовятся к передислокации в Сирию с российской базы в Ханкале, подтвердила факт, вызвала грандиозный скандал и, как говорят источники, приостановила их отправку. Было возбуждено уголовное дело по факту разглашения информации, задержаны пять человек.
Известно также, что 12 чеченских военнослужащих были уволены из-за отказа ехать в Сирию.
Нападение на полицейских и демонстративная казнь в ответ
Завершился год громко. Поздним вечером 17 декабря группа молодых людей напала на сотрудников полиции в Октябрьском районе Грозного. В городе был объявлен режим контртеррористической операции. В ходе ее проведения были уничтожены семь боевиков, четверо задержаны. Трое из них были доставлены в больницу с огнестрельными ранениями, в том числе одна девушка.
Родственников напавших собрали на сходе и после проклятий выселили за пределы республики. Руководил этими действиями муфтий Чечни. По меньшей мере два сотрудника республиканского МВД, которые приходились двоюродными братьями одному из убитых в Грозном боевиков – Мамаеву, уволены со службы.
26 декабря в Чечне распространилась информация об убийстве раненых в больнице – их вытащили на улицу и расстреляли вооруженные люди в масках. Информация вызвала общественный резонанс среди жителей Чечни, которые допускают, что речь может идти о внесудебных казнях. О судьбе четвертого задержанного не сообщается. Власти Чечни отрицают причастность к убийству раненых в больнице.
Политзаключенный Жалауди Гериев
28 декабря Верховный суд Чечни оставил без изменения приговор журналисту «Кавказского узла» Жалауди Гериеву, который 5 сентября Шалинским райсудом был осужден на три года по обвинению в хранении марихуаны. Как и в суде первой инстанции, в Верховном суде не было представлено доказательств, подтверждающих версию обвинения, кроме признательных показаний, которые Гериев дал под принуждением после ареста и от которых в скором времени отказался.
Осуждение Гериева – «это наказание за его журналистскую деятельность», заявила организация «Репортеры без границ». Правозащитный центр «Мемориал» признал чеченского журналиста политзаключенным. В защиту Гериева также выступили Союз журналистов России и международные правозащитные организации. В районном суде, а затем и в Верховном суде Чечни Жалауди Гериев полностью опроверг версию следствия, заявив, что давал показания под давлением:
«Любое ваше решение, если оно не будет сопряжено с моей реабилитацией и полным оправданием, будет незаконным. Вы должны своим решением ответить на вопрос: есть ли беспристрастный суд в Чеченской республике, работает ли здесь закон? Если да, то я должен быть оправдан. Если нет, то буду сидеть дальше. Все».
Останки хоронили под салют
Утром 31 декабря в 22-ю годовщину штурма Грозного в село Собачевка Старопромысловского района, что на окраине столицы республики, из Ростова привезли 109 останков пропавших без вести в первую чеченскую войну. Из-за активности жителей близлежащих домов и проезжающих на автомашинах новость о вываленных на пустырь на снегу черных и желтых пакетах с торчащими из них человеческими костями разлетелась по республике мгновенно.
По свидетельствам очевидцев, два пакета увезли родственники, в которых, по указанным на пакетах данным ДНК, опознали родных. Муфтияту было приказано захоронить остальные останки по мусульманским обычаям, поскольку, «согласно законам шариата, умершего необходимо сразу предавать земле». Бульдозерами было выкопано две траншеи, и останки захоронили в тот же день. Над траншеями нет никаких обозначений, где чьи останки лежат, теперь уже не узнать.
В тот же вечер в Грозном состоялось новогоднее праздничное шоу, которое завершилось салютом.
Только по статистике правозащитников 7,5 тысяч человек числится пропавшими без вести. Даже по официальным сведениям таких больше пяти тысяч.
В чеченских домах гаснут огни
Весной и летом в Чечне проходили массовые рейды по взысканию платежей с граждан, не оплачивающих задолженности за потребленные газ и электричество. По данным Министерства ЖКХ республики, долги отдельных домовладений достигли полумиллиона рублей. Была прекращена подача газа и электричества десяткам тысячам многодетных и неимущих семей.
Местные жители возмущены, что долги им начислены за те годы, когда в Чеченской республике шла широкомасштабная война. Однако подавать в суды, чтобы оспорить претензии коммунальщиков, никто не решился.