Агрохолдинг «Евродон» построит в Южной Осетии комбинат по переработке мяса. Официальная пресса явно старается держать этот проект в фокусе общественного внимания как пример развития реального сектора экономики республики. Однако у экспертов он вызывает множество вопросов.
Крупнейший производитель мяса индейки – агрохолдинг «Евродон», который только за семь месяцев прошлого года произвел 35 тысяч тонн продукции, строит под Цхинвалом крохотный мясокомбинат, способный перерабатывать две тонны мяса в сутки.
Наверное, в Южной Осетии это самый непонятный бизнес-проект прошлого года (конечно, если речь не идет о каком-то странном увлечении). Отсюда масса домыслов, сплетен по поводу этого проекта. По словам югоосетинского общественника Тимура Цхурбати, люди с недоверием присматриваются к этой истории:
«Для реализации проекта осетинский олигарх Вадим Ванеев получил серьезный кредит, более 150 миллионов рублей. При всем уважении к Ванееву, я не вижу в этом проекте никакого смысла, кроме как перебросить кредитные деньги на какие-то другие цели за пределами республики. Лично мне в этой истории не нравится, как выбрали место для строительства. Это редкое место, где могут расти уникальные сорта винограда. Застраивать такие места я считаю в высшей степени нерациональным».
Your browser doesn’t support HTML5
Мне трудно представить, чтобы крупный бизнесмен стал городить весь этот огород – с презентациями, встречами с президентом – лишь для того, чтобы «отлохматить» от пустякового по масштабам его фирмы кредита. Но вот что принципиально в словах Тимура Цхурбати: любое нелогичное, непонятное событие порождает подозрения в нечистоплотности.
На строительство мясокомбината в Южной Осетии компания «Евродон» взяла льготный кредит в размере 156 миллионов рублей в рамках программы по развитию местного предпринимательства. Отсюда и упреки, что компания якобы перехватила средства, предназначавшиеся для других – тех, кому они нужнее. Только местному бизнесу, нуждающемуся в поддержке, кредиты на таких условиях не нужны. Югоосетинскому бизнесу необходимы беспроцентные ссуды на развитие. Для них даже льготная по российским меркам кредитная ставка в десять процентов годовых неприемлема, в отличие от крупной российской компании.
Но в этих упреках виновато само руководство республики, которое в свое время распиарило сомнительную схему кредитования бизнеса, предложенную кураторскими структурами как некий успех. В итоге предпринимателям, кто детально ознакомился с условиями кредитов, такая помощь не нужна, но на уровне общественного мнения всякий, кто возьмет эти деньги, да еще десятками миллионов, автоматически зачисляется в разряд мироедов.
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев к этой истории относится проще. По его словам, строительство мясокомбината для руководства республики – это галочка в списке полезных дел, наглядный пример тому, что оно может привлекать инвестиции, развивать экономику. А для бизнесмена – это возможность показать себя землякам, говорит Роланд Келехсаев:
«Традиционно наши ребята, добившись успеха за пределами республики, стремятся показать свое доброе отношение к республике, своему народу и, соответственно, продемонстрировать свою успешность. Но господин Ванеев пошел дальше всех. Как истинный предприниматель, он это сделал не на свои деньги, а на льготные российские кредиты. Думаю, никакого риска здесь нет – проект явно находится под покровительством руководства Южной Осетии».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия