За перенос анакопийского алтаря вынесли выговор

В обсуждении вопроса принимали участие депутаты парламента Сергей Шамба и Ахра Бжания, представитель Общественной палаты Надежда Венедиктова и советник президента Владимир Зантария. Фото автора

Сегодня в Сухуме на заседании научно-методического совета при Министерстве культуры Абхазии обсуждали вопрос нарушения законодательства в сфере охраны памятников историко-культурного наследия. Речь шла о демонтаже алтарной части храма Феодора на Анакопийской горе, который был произведен без соответствующего разрешения директором Анакопийского заповедника Алхасом Аргуном.

На вершине Анакопийской горы монахи Новоафонского монастыря в XIX веке в храме Феодора соорудили алтарь из найденных на территории горы плит и обломков с древнехристианской символикой и надписями. Этот алтарь до недавнего времени служил объектом поклонения для верующих и привлекал туристов. В октябре 2016 года директор заповедника «Анакопийская крепость» Алхас Аргун по собственному желанию и без соответствующего разрешения демонтировал плиты алтаря и перенес их в здание, которое он называет музеем Абхазского царства, но на деле оно музеем не является. На месте алтаря осталась голая стена с зияющими дырами. О несанкционированном демонтаже Министерство культуры узнало только в начале нынешнего года из социальной сети, где этот вопиющий факт обсуждали возмущенные граждане.

Your browser doesn’t support HTML5

За перенос анакопийского алтаря вынесли выговор

Член научно-методического совета, археолог Алик Габелия предложил провести заседание совета без представителей прессы. Его поддержали еще четверо членов совета – археологи Олег Бгажба и Игорь Цвинария, а также директор Национальной картинной галереи Сурам Сакания и директор Абхазского государственного музея Аркадий Джопуа. Однако никаких весомых аргументов в пользу закрытого заседания, кроме того, что «СМИ раздувают проблему», никто из них не привел. И в ходе голосования большинство членов совета высказались против выдворения журналистов.

В обсуждении вопроса принимали участие депутаты парламента Сергей Шамба и Ахра Бжания, представитель Общественной палаты Надежда Венедиктова и советник президента Владимир Зантария.

Открывая встречу, заместитель министра культуры Батал Кобахия заметил, что обычно охрана историко-культурного наследия сталкивается с фактами нарушения закона и разрушением памятников, которые осуществляют их арендаторы или граждане, приватизировавшие такие объекты. Уникальность данной ситуации заключается в том, что закон нарушил руководитель историко-культурного заповедника.

Алхас Аргун

Директор заповедника Алхас Аргун сообщил: «В связи с дискуссией, развернувшейся в информационном пространстве, связанной с демонтажем и переносом лапидарных плит и фрагментов из храма Феодора в музей Абхазского царства, который вдруг оказался частным музеем сегодня, в целях правильного информирования профессионального сообщества заявляю: ряд постулатов, на которых основана официальная информация Министерства культуры, выпущенная в эфир, не соответствует действительности. В частности, со стороны министерства не был запрошен проект дальнейших ремонтно-восстановительных работ и не шла речь об определении статуса музея Абхазского царства. Да, Эльвира Анатольевна (Арсалия) пообещала, что весной в мае будет научно-методический совет и этот вопрос там будет рассмотрен. Я подождал май, июнь и обратился в археологическую комиссию, чтобы помочь им поставить этот вопрос, уже имея заключение специалистов».

Он пожаловался на то, что Министерство культуры не отвечает на его письменные обращения, и сообщил, что представил план работ в Министерство культуры в октябре 2016 года.

Однако, как выяснилось, в этом плане демонтаж алтаря храма Феодора им указан не был.

Отсутствие ответа на письменные обращения, по мнению Батала Кобахия, не является поводом для разрушения памятника.

Министр культуры Эльвира Арсалия, отвечая на обвинения Аргуна, заявила: «После того, как вы написали письмо, мы в своем заявлении сказали, что вам были даны устные рекомендации. Вы говорите о том, что артефакты перенесли в музей. Но на сегодняшний день в реестре музеев Абхазии нет музея Абхазского царства. Есть здание гидроэлектростанции, где расположена экспозиция, но никакого статуса государственного музея почему-то у этого заведения нет. Если сегодня какой-то артефакт, а вы говорите о том, что там он будет в большей сохранности, пропадет, кто директор музея? К кому обращаться? Где положение о хранении и учете? Ничего этого нет. Ваш запрос в апреле требовал ряда подготовительных мероприятий. Вы хотите убедить нас, что то, что находилось в естественной среде более ста лет, из-за нескольких месяцев могло пострадать? Почему мы запросили план мероприятий, потому что вами не были предложены никакие мероприятия по современной системе безопасности и охраны самого заповедника».

Логическую точку в дискуссии поставил советник президента Владимир Зантария, который сказал: «Вопрос, на мой взгляд, очень тонкий, очень деликатный. И он выходит за рамки деятельности госучреждений, тех же комиссий. Я считаю, что его надо было рассматривать и на заседании Академии наук. У нас есть Абхазский институт и ученый совет, куда входят заведующие отделами, профессора, академики, там можно было обсудить этот вопрос, в Музее, в Министерстве культуры и прийти к общему мнению, переносить эти вещи или нет. Если бы это было выполнено четко по всем требованиям закона, сегодня не было бы у нас такого кипения страстей вокруг этого вопроса. Памятники историко-культурного наследия – это достояние всего народа Абхазии и не только народа Абхазии».

По результатам обсуждения, руководителю Анакопийского заповедника Алхасу Аргуну вынесено дисциплинарное взыскание (выговор) за превышение должностных полномочий. Для определения дальнейшей судьбы артефактов в ближайшие дни будет создана специальная комиссия. Ей предстоит решить: возвращать артефакты на место или определить место для их хранения.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия