Внеочередной съезд Союза армян Абхазии состоялся сегодня в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум». 217 делегатов из разных районов Абхазии внесли изменения в устав организации: вернули прежнее название организации – Армянская община Абхазии, сократили срок председательства с пять до трех лет, утвердили регламент, положение о ревизионной комиссии и выбрали членов Совета организации. Основной вопрос повестки дня – выборы председателя общественной организации. Было выдвинуто два кандидата – Хачик Миносян и Герой Абхазии Галуст Трапизонян. По итогам тайного голосования за Галуста Трапизоняна проголосовало 124 делегата, за Хачика Миносяна – 82, испорченных бюллетеней – девять. В рубрике «Гость недели» – Галуст Трапизонян.
Анаид Гогорян: Галуст Партакович, только что завершился съезд Армянской общины Абхазии. Большинством голосов вы были избраны председателем. Я вас поздравляю. Давайте поговорим о том, почему сегодня состоялся внеочередной съезд.
Галуст Трапизонян: В 2010 году был проведен съезд на демократической основе, председателем Армянской общины Абхазии был избран Сурен Арутюнович Керселян. Но, к сожалению, в политике очень многое меняется, хотя мы – общественная организация, у нас другие цели и задачи, но политика делает свое дело. И тогда состоялся внеочередной съезд, через восемь месяцев, в связи с тем, что в республике поменялась власть, ну, решили, что надо и общественную организацию тоже менять, и руководителя. Тогда в нарушение Устава состоялся внеочередной съезд, где был избран Хачик Тигранович Миносян.
Your browser doesn’t support HTML5
На внеочередных съездах бывает так, что обычно собираются люди, которые поддерживают одного кандидата, тогда и был создан съезд и Хачик Тигранович без альтернативы был избран. Потом, в 2015 году, состоялся опять внеочередной съезд, опять в нарушение Устава, тогда опять без альтернативы, так как другие кандидаты брали самоотводы, в том числе и я. Потому что я считал, что мы должны объединяться, а не раскалываться. Сегодня был третий внеочередной съезд, это уже, действительно, возмутило всех, в том числе и меня. Тогда они переименовали название организации в Союз армян Абхазии и сделали срок полномочий председателя до пяти лет. Тогда мне удалось сократить срок с пяти до трех лет. Все это есть в Уставе, который мы приняли сегодня.
В мае 2016 года был фестиваль в селе Алахадзы Гагрского района, и Хачик Тигранович написал заявление об отставке. На меня возложили обязанности руководителя Союза армян Абхазии. Мы создали оргкомитет по проведению третьего внеочередного съезда. Изменили Устав, положения, сделали так, чтобы не назначали руководителя, а их избирали в районах, на местах, в селах первичные организации. Очень много работали и сделали. И вот сегодня озвучили на съезде, и был принят такой Устав. В связи с этим я выступил перед делегатами и сказал, что надо менять вообще всю систему, чтобы не было внеочередных съездов, потому что люди привыкли, некоторые наши друзья, если что-то не нравится, надо проводить внеочередной съезд. Мы сейчас все четко расписали, дали большие полномочия Совету, Совет принимает решения, а председатель уже выполняет решения Совета. И Хачик Тигранович остается в команде, и мы дальше продолжаем вместе делать одно общее дело.
Анаид Гогорян: Какие первоочередные задачи и какие проблемы сегодня существуют?
Галуст Трапизонян: Проблем, конечно, очень много. Чем должна заниматься Армянская община Абхазии? Это сохранение языка, культуры, обычаев, традиций. Дело в том, что у нас в Абхазии 26 армянских школ. Это государственные школы. К сожалению, государство не имеет возможности обеспечить, оборудовать школы не только армянские, вообще, все школы. В связи с этим у нас огромная задача по восстановлению, помогать, поддерживать, потому что без материально-технической базы, естественно, школе добиться хороших результатов невозможно. Кадров очень мало, раньше, в советский период, кадры готовились в Армении, сегодня в школах работают люди пенсионного возраста. Это первая проблема, которую нам надо решить.
В этом году впервые за обучение тринадцати студенток АГУ педагогического факультета (армянский язык и литература, начальные классы) платим мы. Выпускники армянских школ Абхазии едут поступать в высшие учебные заведения России и Армении. Мы создаем им условия для того, чтобы они поступали по лимитам. Отправляем учителей на повышение квалификации в Армению. В Уставе у нас есть первая статья, которая гласит: армянская община Абхазии должна оказывать содействие для укрепления абхазского государства. Вторая статья – сохранение нашего языка, культуры, обычаев, традиций. Естественно, есть моменты, когда мы должны совместно с коренным абхазским народом, когда было самое тяжелое время во время войны, мы были вместе, отдавали жизнь за победу, за сохранение абхазской государственности.
Анаид Гогорян: Галуст Парнакович, всем известно, что вы Герой Абхазии, расскажите о себе немного. Чем вы сейчас занимаетесь?
Галуст Трапизонян: Я бы хотел быть не героем войны, а героем труда. Батальон им. Баграмяна, где я был одним из командиров. Действительно, я горд и рад, что я – армянин, что армянский батальон выполнил все поставленные задачи перед ним. Это отмечал наш Главнокомандующий, первый президент Республики Абхазия Владислав Григорьевич Ардзинба. Главнокомандующий, также министр обороны Султан Сосналиев, также командующие, все, кто руководил во время войны, они все отмечали, что Армянский батальон – один из самых дисциплинированных, и дисциплина была такая, что мы выполняли все задачи. Это в отношении военных действий. После войны, конечно, было очень много проблем. Мы должны воспитывать наших детей в духе патриотизма. Это в первую очередь. Наша родина – Абхазия. И мы обязаны наших детей воспитывать патриотами Абхазии. Мы строим абхазское государство, где должны процветать, в том числе, все национальности, которые проживают в Абхазии, они также должны чувствовать себя комфортно и жить прекрасно. И мы, естественно, будем делать все для укрепления, для строительства абхазского государства.
Анаид Гогорян: Хотелось бы поговорить о вашей роли в становлении Армянской церкви.
Галуст Трапизонян: Я хочу в первую очередь поблагодарить первого президента Владислава Григорьевича Ардзинба, тогда спикером парламента был Сократ Рачевич Джинджолия и глава г. Гагра Руслан Язычба. Сначала это должна была быть Аллея погибших в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. Когда я с таким предложением пришел к президенту, естественно, он сразу одобрил. Потом было выделено место в г. Гагра, мы сделали Аллею погибших. Потом пришлось построить маленькую часовню, для того чтобы можно было прийти туда, почтить память наших братьев, сестер. К сожалению, места было очень мало, и тогда было принято решение построить храм. Три года назад состоялось открытие храма, куда могут приходить все, кто верит. Не имеет значение, какой национальности. У нас есть настоятель храма, это представитель Эчмиадзина Тер Седрак Азнавурян.
Анаид Гогорян: Скоро состоятся парламентские выборы, и звучат разные мнения, в том числе, недавно одна из партий обратилась с такой идеей, чтобы были национальные квоты в парламенте. Хотелось бы узнать ваше мнение, как вы относитесь к этой идее?
Галуст Трапизонян: Я сам был в парламенте, два созыва, был председателем комитета по социальной политике. После войны были неписанные квоты по национальному признаку, это была идея Владислава Ардзинба. Но вы знаете, жизнь диктует свое, я не могу сказать четко, как будет и что это даст, потому что сегодня до десяти человек претендуют на одно место в парламенте с округа. Конечно, желательно, чтобы были представлены, я не знаю, по квоте или как-то по-другому. Но я не готов сейчас на это ответить, потому что это немного сложный вопрос.
Анаид Гогорян: Чем вы сегодня занимаетесь?
Галуст Трапизонян: Я все время нахожусь в общественной жизни, еще шла война, когда я был назначен заместителем министра образования, потом я был заместителем министра труда и социальной защиты, я был председателем пенсионного фонда в ранге министра, потом в парламенте, потом занимался бизнесом, депутатом районных собраний. Все время я где-то находился и, как мог, приносил пользу обществу, что-то полезное делал. За себя мне сложно говорить, обо мне должны говорить. То, что сегодня демократично за меня проголосовали, видимо, они оценили мою работу, потому что я человек очень принципиальный и требовательный. Иногда говорят, что я бываю жесткий, потому что во время войны если бы эти качества не были, то не были бы выполнены задачи, которые были поставлены тогда в сложный период. Сейчас моя задача – объединить все районы, чтобы мы могли работать по Уставу. Здесь генералы не нужны, здесь нужны солдаты. И тогда мы будем добиваться всего, что мы можем планировать. Я всех сегодня поздравляю с новым 2017 годом. И думаю, что все хорошее впереди!
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия