За что поплатился Аднан Хуаде?

Черкесские общественники убеждены, что процесс сфальсифицирован, а истинной причиной преследования Аднана Хуаде является его общественная деятельность

В Адыгее на этой неделе закончился судебный процесс над черкесским активистом, гражданином России и Турции Аднаном Хуаде. Майкопский городской суд признал его винновым в покушении на дачу взятки сотрудникам ГИБДД и назначил наказание в виде ограничения свободы сроком на 1,8 года. Черкесские общественники убеждены, что процесс сфальсифицирован, а истинной причиной преследования Хуаде является его общественная деятельность.

Это какая-то ненаучная фантастика: гаишники отказываются от 10 тысяч рублей и задерживают водителя за покушение на дачу взятки! Суд назначает водителю наказание в виде ограничения свободы сроком на 1,8 года (не путать с лишением свободы). По закону время, которое Хуаде уже отсидел под стражей и домашним арестом, умножается на два и вычитается из срока наказания. В итоге после вынесения приговора ему на протяжении четырех месяцев запрещено покидать пределы города Майкопа.

По словам адвоката Аднана Хуаде Иланда Абрегова, дело было сфальсифицировано небрежно, наспех и рассыпалось в суде. На деньгах, которые он якобы передал гаишникам, не было обнаружено его отпечатков. Не представили полицейские и видео- или аудиозаписи в доказательство передачи взятки. Единственная свидетельница по делу, которая якобы видела, как Хуаде передал гаишникам 10 тысяч рублей, на суде призналась, что сотрудники полиции – ее знакомые, уже не в первый раз привлекают ее в качестве свидетеля. И в этот раз они позвонили ей по телефону за три часа до совершения преступления и предложили быть свидетелем. Полицейские уже знали, где случится преступление – позвали ее к дому, где живет Хуаде. Там же, спустя некоторое время он и был остановлен, когда возвращался домой.

Your browser doesn’t support HTML5

За что поплатился Аднан Хуаде?

Когда речь идет о демонстративно-сфальсифицированном процессе, то единственный вопрос, который возникает у наблюдателей к суду: почему именно такое наказание? Спрашивать о другом просто не имеет смысла. По мнению Иланда Абрегова, минимальное наказание – это своего рода признание невиновности подсудимого. Абрегов намерен добиваться отмены приговора и наказания тех, кто нарушил права его подзащитного:

«Сейчас суд признал его виновным в совершении мелкого взяточничества. Это преступление предусматривает ограничение свободы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до одного года. Но изначально ему было предъявлено обвинение в другом, более тяжком преступлении: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий, предусматривающем до 8 лет лишения свободы. Тогда все сделали вид, что не заметили изменения в законодательстве, что для взяток, не превышающих 10 тысяч рублей, принята новая, куда более мягкая статья УК. Когда прокурор подписывал обвинительное дело, он не мог этого не знать. Поэтому Хуаде сейчас имеет право требовать денежную компенсацию за то, что он с июля по сентябрь сидел, незаконно содержался под стражей.

– С кого требовать, с судьи или прокурора?

– Со всех. Когда судья подписывал обвинительное заключение, он прекрасно все понимал. И когда Майкопский горсуд продлевал ему содержание под стражей, судья тоже понимал, что это незаконно. Только когда я обжаловал его решение в Верховном суде Адыгеи, Аднана Хуаде выпустили из СИЗО. Поэтому он имеет право подавать жалобы и в российский, и в европейский суды, и мы это сделаем».

Как говорил Глеб Жиглов, наказаний без вины не бывает, поэтому второй вопрос по этому делу: а за что на самом деле поплатился Аднан Хуаде. На него мне ответил черкесский общественник из Нальчика Аслан Бешто:

«Он призывал к репатриации соотечественников на историческую родину. Он был подписантом и активным сборщиком подписей под обращением с просьбой признать геноцид черкесов царской Россией к парламентам Польши и Украины. Скорее всего, последнее и послужило причиной его преследований. Действия властей в этом смысле выглядят нелогично, потому что в 1996 году парламент Адыгеи принял закон о геноциде черкесов в XIX веке со стороны Российской империи. Тем более что и в Кабардино-Балкарии в 1992 году был прият аналогичный закон».

Но таких активистов, собиравших подписи, агитировавших за репатриацию, было десятки. Почему решили наказать именно Хуаде? На этот вопрос ответить трудно. Эта лотерея – самая непонятная штука еще с советских времен. Помните, когда одного вдруг назначали в козлы отпущения, и он, бедолага, отвечал за все грехи мира. А другого определяли в трудовые герои, и на него потом пахал целый колхоз, чтобы герой смог выполнить пятилетку за один год. У Аслана Бешто есть предположение, почему под удар попал именно Аднан Хуаде:

«Это такой сигнал от власти, адресованный, прежде всего, репатриантам, мол, сидите тихо и не высовывайтесь. Устрашение. Аднан Хуаде был выбран, потому что он репатриант, при этом успешный бизнесмен. Несмотря на угрозу потерять бизнес, он счел для себя необходимым выразить свою гражданскую позицию. Только я не думаю, что к этому сигналу прислушаются уж очень внимательно, потому как речь идет не о каких-то частностях, а о гражданской позиции».