Час от часу не легче... На днях до меня дошли разговоры о скандале в Гагре: с негодованием люди рассказывали, что некий молодой армянин яростно топтал абхазский государственный флаг, видео этого «гуляет» в соцсетях. Картинка эта представлялась мне с большим трудом, ибо нет никаких видимых признаков того, чтобы у представителей армянской общины республики культивировалось такое негативное отношение к абхазскому государству и его символике. А может, это был просто какой-то человек с нарушенной психикой? Или же видео сделано за пределами Абхазии с провокационной целью посеять в Абхазии межнациональную рознь? Приходилось же мне рассказывать в прошлом году на «Эхе Кавказа» о фейковых новостях из Абхазии, с подобной целью распространявшихся одним тбилисским интернет-изданием. Впрочем, по любому получается, думалось мне, что ролик провокационный. И как из него понятна национальность этого парня? Вот все то первое, что пришло мне в голову после услышанного. Наверное, думаю, и многим другим в Абхазии.
И вот в минувшую субботу на абхазском сайте «Аиааира» («Победа») появилась публикация, озаглавленная «Прошло собрание по факту надругательства над государственным флагом Республики Абхазия (ВИДЕО)». Кстати, если среднестатистическое число просмотров публикаций на этом сайте – 200-300, то в данном случае их набралось более 3,5 тысяч.
Your browser doesn’t support HTML5
В текстовой подводке к видео (это десятиминутная передача районной студии «Гагра-ТВ») говорится:
«В последнее время общество взбудоражено фактом надругательства над государственным флагом Республики Абхазия. Видео, где молодой человек пятнадцати лет оскверняет государственную символику, было размещено в социальных сетях».
А видеозапись с собрания в районной администрации (видно, что зал переполнен, люди стоят в проходах) начинается с речи одного из лидеров армянской общины Абхазии Хачика Минасяна. Сказав о том, что пятнадцатилетний школьник «осквернил флаг Республики Абхазия и выложил это в интернет», он продолжил:
«В обществе, конечно, началось очень такое естественное явление – недовольство и возмущение, как можно совершить это. И, естественно, я благодарен районному собранию, администрации, отделу внутренних дел, что быстро отреагировали, и мы собрались в администрации. Было принято совместное решение, что я должен поработать с армянским обществом. Мною 13 января в городе Сухуме была организована встреча с директорами, завучами, организаторами всех армянских школ Абхазии. И они во всех школах, армянских школах проводят линейки – мне звонят об этом, где объясняют детям, что так не должно повториться. Ни один человек, с кем мы беседовали, не остался равнодушен к данному факту».
Выступившие на собрании вслед за ним были едины в том, что «совершивший преступление» (а как еще назвать нарушившего статью 10 закона республики о государственном флаге?) должен понести соответствующее наказание. Вице-спикер абхазского парламента, Герой Абхазии Вагаршак Косян говорил о том, что двадцать с лишним лет назад «пятнадцатилетние ребята, чуть постарше, воевали у нас под этим флагом». И нетрудно себе представить, как они отреагировали бы, встретившись с героем видеоролика... Участник войны Бадра Айба, председатель районного собрания Астан Агрба, глава администрации района Заур Бганба подчеркивали, что не видят здесь проявления межнациональной розни и политики, но видят полное отсутствие ответственности молодого человека за свои поступки.
Затем выступил отец школьника Ашот Саруханян:
«Перед тем, как прийти сюда, я с ним разговаривал, с сыном... И перед этим мы, конечно, разговаривали... Я говорю: «Сейчас я должен выйти перед народом и за тебя промолвить слово. Что ты – вот если бы ты был рядом – им сказал? Он говорит: «Отец, я бы стал на колени». Я не могу оправдывать его. Многие здесь сидящие люди знают меня, мою семью знают. Мой родной брат проливал кровь так же, как и вы. Я приношу извинения от лица всей своей семьи, от лица своего сына. Если можете, простите его.
– Не надо, не надо, не надо...»
Последние слова – «не надо», несколько раз отозвавшиеся в зале эхом, принадлежали одному из сидевших в президиуме собрания, кинувшемуся поднимать Ашота, когда он опустился на пол на одно колено и собирался опуститься на второе.
В конце телепередачи было показано совсем короткое видео, появившееся в интернете уже после собрания, на котором сам 15-летний Грачья Саруханян приносит извинения. Делает он это молча, стоя на полу на коленях. Держит в руках небольшой бумажный абхазский флаг, потом, положив его на пол, низко склоняется над ним. В кадре не видно: то ли целует его, то ли кланяется ему...
Минут через пять-десять после того, как вчера вечером я посмотрел видео на сайте «Аиааира», к нам домой пришли гости – поздравить со всеми прошедшими январскими праздниками. И в ходе разговора за столом я упомянул эту историю. Один из гостей, как и все сидевшие за столом, абхаз, стал возмущаться тем, что ее «раздули», из мухи сделали слона, а из мальчишки, у которого пока просто не хватает мозгов, – врага народа. Конечно, это не «идеологическая диверсия», как некоторые уже рассуждают в соцсетях, а банальная глупость, неразвитость ума. Он начал пересказывать содержание того самого видео, которое пацан выложил в сеть и которое наделало столько шума. По его словам, там этот флажок, подобные которому сейчас продаются повсеместно в Абхазии, висел на какой-то люстре, и парень подпрыгивал, изображая приемы каратэ, пока не сбил его в прыжке ногой. Потом гость нашел в своем телефоне этот ролик и показал его мне. Да, многое прояснилось, ибо из услышанного мною в выступлениях на собрании общественности в Гагре все же было непонятно, в чем заключалось «осквернение» флага.
С подобным мнением – что в реакции в обществе подчас присутствовал перехлест, оказались согласны сегодня и другие мои собеседники. Но часть их в то же время отмечала: да, не надо «закапывать» неразумного мальчишку, грозить бедами его семье, но в том, что эпизод вызвал общественный резонанс, есть польза. Очень многие у нас, особенно молодежь, не понимают, что такое уважительное отношение к государственной символике, и для них это станет наглядным уроком.
Ну, а мне еще эта история напомнила немало передач последнего времени на российских телевизионных ток-шоу. О многих преступлениях, случаях подростковых жестокости и вандализма мы никогда бы не узнали, если бы сами «герои» школьного возраста не выкладывали с гордостью видео о них в Сеть. Трудно подобрать тут другое слово, кроме как «тупоумие», но поражают масштабы этого явления. Будто многие представители подрастающего поколения живут в некоем параллельном мире.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия