Парламент Южной Осетии направит в Генеральную прокуратуру жалобу на Госкомитет по информации и печати в связи со снятием с эфира гостелевидения программы «Парламентский вестник». Спикер парламента Анатолий Бибилов назвал действия чиновников цензурой и заявил, что законодательный орган подвергается административному давлению.
Скандал разгорелся, когда «Парламентский час» был снят с эфира ГТРК «Ир» в минувшую субботу. Позже программу выложили в сеть. Пользователи оснета бурно отреагировали на запретительные меры чиновников.
Телепередача, освещающая деятельность законодательного органа, снимается с эфира не впервые. Депутаты называют происходящее цензурой и связывают запретительные меры с позицией спикера парламента, отказавшегося принимать бюджет на 2017 год.
Сегодня Анатолий Бибилов выступил с заявлением, в котором назвал снятие с эфира «Парламентского часа» «административным давлением» и призвал граждан «не верить той лжи, которая распространяется оппонентами парламента». Бибилов, в частности, сказал:
Your browser doesn’t support HTML5
«Налицо вопиющее нарушение Конституции Южной Осетии, закона о СМИ и закона о порядке освещения деятельности органов государственной власти. Мы не намерены терпеть подобные незаконные действия, создающие большую напряженность в преддверии предвыборной кампании... Выпуск «Парламентского вестника» был связан с той оголтелой информационной кампанией, которая развернулась вокруг бюджета. Мы хотели разъяснить населению, что непринятие бюджета абсолютно не влияет на выдачу заработной платы бюджетникам, не препятствует финансированию защищенных статей государственного бюджета, в том числе касающихся проведения выборов. Истерия, наблюдающаяся на сегодняшний день, никак не связана с реальной ситуацией вокруг бюджета. Считаю, что все действия направлены на то, чтобы дискредитировать председателя парламента и парламентское большинство. Призываю население республики не верить распространяемой лжи. Все действия парламента находятся строго в рамках закона, от которого мы не будем отходить ни на шаг. Никому не позволено переходить «красную линию», линию невозврата».
В разговоре с «Эхом Кавказа» спикер парламента подтвердил, что, на его взгляд, запрет информационной программы имеет политический подтекст:
«Действия, совершаемые исполнительной властью, не поддаются никакой логике. Цензура сама по себе не поддается никакой логике. Совершенные действия имеют в какой-то степени и политическую подоплеку, но в той ситуации, в которой мы находимся, этот вопрос не должен иметь политический подтекст и не должен увязываться с избирательной кампанией. Запрет программы напрямую связан с бюджетом. Насколько мне известно, решение принял председатель Госкомитета по информации и печати Алан Тибилов. Я пытался поговорить с ним, но впоследствии он перестал брать трубку. Заявление в Генпрокуратуру мы подаем сегодня».
Депутат парламента и член политсовета партии «Единая Осетия» Петр Гассиев говорит, что Госкомитет по информации и печати не стал утруждать себя разъяснениями причин запрета телепрограммы. Петр Гассиев говорит, что представители исполнительной власти «грубо нарушают порядок освещения деятельности законодательной власти», в связи с чем парламентарии обратятся к премьер-министру, поскольку учредителем Госкомитета по информации и печати является правительство Южной Осетии:
«Запрет программы парламента связан с выборами президента. Используется административный ресурс, чтобы программа «Парламентский вестник» не выходила вовремя, два раза в неделю. Они хотят, чтобы наше мнение, наше видение ситуации не доходило до народа. Очень часто действующая власть ссылается на предыдущую, обвиняя прошлое руководство в нарушении прав человека, свободы слова и прочее. Но цензура, которую мы наблюдаем со стороны нынешних чиновников, те двойные стандарты, которые в СМИ применяются к парламенту, парламентскому большинству, партии «Единая Осетия», никак не говорят о консолидации общества, а наоборот. Чиновники, которые такие действия допускают, не создают атмосферу единства и консолидации нашего народа. В таких условиях построение демократического государства невозможно».
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев называет снятие с эфира передачи, посвященной деятельности парламента, проявлением цензуры:
«Это прямое нарушение Конституции Южной Осетии, где написано, что цензура в республике Южная Осетия запрещена. Отмечу, что запрет Госкомитетом по информации и печати программы «Парламентский вестник» был негативно воспринят в экспертном сообществе. Происходит предвыборная борьба, и хотел бы надеяться, что действующий президент Леонид Тибилов не допустит таких методов борьбы с конкурентами и не станет запрещать политическим соперникам общаться с народом через официальные государственные СМИ. Думаю, что такие методы не способствуют популярности президента, наоборот, способствуют негативному восприятию действий исполнительной власти населением».
В ближайшее время в парламенте пройдут слушания, на которые депутаты намерены пригласить председателя Госкомитета по информации и печати комитета Алана Тибилова и директора ГТРК «Ир» Раду Дзагоеву, чтобы задать им неудобные вопросы. Кроме того, направлен запрос в Генеральную прокуратуру Южной Осетии «для дачи соответствующей правовой оценки действиям лиц, грубо нарушающих законодательство республики».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия