Судейская коллегия апелляционного суда Киева перенесла рассмотрение дела Георгия Церцвадзе, задержанного 15 января в аэропорту украинской столицы по запросу Интерпола. Причина, уверяют в инстанции, чисто технического характера. В Грузии тем временем скандал вокруг этого дела продолжает набирать обороты. Оппозиция обвиняет власти страны в предательстве своих военнослужащих, гражданский сектор требует разъяснить, как персональные данные Церцвадзе оказались в России и почему бывшего спецназовца не предупредили на границе об опасности ареста.
Бывший боец спецназа МВД Грузии Георгий Церцвадзе останется в предварительном заключении как минимум до 3-го февраля. Судейская коллегия киевского апелляционного суда отклонила ходатайство защиты об освобождении из-под стражи гражданина Грузии, находящегося в Киеве в Лукьяновском СИЗО. Как сказано в официальном заявлении, данное решение принято по причине несвоевременной доставки необходимой документации по делу из суда первой инстанции, который состоялся там же, в Киеве. Сам Церцвадзе на процессе отсутствовал. Его адвокат Ксения Проконова призвала украинских политиков и общественность оказать максимальную поддержку ее подзащитному:
Your browser doesn’t support HTML5
«Мы должны создать прецедент, когда Украина будет защищать как своих граждан, так и людей, выступающих в ее защиту. Гия защищал суверенитет Украины и сейчас должен иметь право на адекватную защиту, на нормальное отношение. Он не должен ждать решения о своей выдаче, об экстрадиции в условиях Лукьяновского СИЗО».
Сегодня перед зданием суда собрались бойцы украинских добровольческих батальонов и т.н. грузинского легиона, протестующие против возможной передачи Церцвадзе российским следственным органам. Поддержать задержанного приехал и Михаил Саакашвили. Экс-губернатор Одесской области и бывший президент Грузии напомнил, что генеральный прокурор Украины Юрий Луценко обещал решить этот вопрос в пользу Церцвадзе, заявив, что содержание под стражей бойца АТО бьет по репутации Украины:
«У него (Церцвадзе), кстати, одна почка отсутствует в результате ранения, и каждый день его пребывания в тюрьме чреват последствиями для его здоровья и для престижа Украины».
На родине Церцвадзе продолжает набирать обороты скандал в связи с этим делом. После того как политическая оппозиция обвинила власти Грузии в предательстве, факт задержания бывшего спецназовца прокомментировал премьер-министр страны. Георгий Квирикашвили обвинил оппонентов в использовании этого вопроса в политических целях. Досталось от главы кабмина также неправительственным организациям и СМИ:
«Наш главный прокурор Ираклий Шотадзе поддерживает ежеминутные контакты с генеральным прокурором Украины, и мы очень надеемся, что дело решится так, что господин Церцвадзе не будет выдан России. Но главное здесь в другом. Наши оппоненты желают, чтобы мы постоянно находились в режиме самооправдания. Они используют свое собственное телевидение, партнерские телеканалы, неправительственный сектор и хотят выбить нас из главной повестки дня. Нас обвиняют в неуважении к военным, тогда как почти половину участников конфликта 2008 года они (ЕНД) сгноили в тюрьме, убили в тюрьме, а трупы не вывезли из зоны конфликта; устроили тяжелейшую провокацию в Кодорском ущелье и убили находившихся там наших героических граждан... И сегодня эти люди обвиняют нас в неуважении к военным».
В «Национальном движении» позицию премьер-министра связывают с т.н. политикой оттепели в отношениях с Россией. Представитель партии Нугзар Циклаури предлагает не выделять дело Церцвадзе из общей картины:
«Думаю, мы должны рассматривать это в более широком контексте, так как этот случай неотделим от общего контекста отношений правительства Грузии с Россией. Мы помним, что одним из первых шагов нынешнего руководства было освобождение офицеров российской разведки и присвоение им статуса политзаключенных. Мы также видим, что происходит вокруг переговоров с «Газпромом». На этом фоне слабеет с каждым днем грузинская армия, в этот самый момент происходит увольнение тысяч людей из рядов вооруженных сил. Так что мы имеем дело с очень широким спектром вопросов, из которых становится ясно, что наше государство уступает позиции Российской Федерации. Я считаю, что это равносильно национальной измене».
В экспертном сообществе призывают не политизировать ситуацию. Юрист Лия Мухашаврия отмечает, что в подобных делах существуют определенные правила и государства обязаны выполнять международные соглашения, но при этом также защищать права и интересы своих граждан:
«В 1998 году бывшими советскими республиками была принята Минская конвенция о правовом, гражданском и других видах сотрудничества. Она действует и после войны 2008 года. Также, если Интерпол ищет человека, правительство Грузии обязано его задержать. И уведомить эту организацию, которая, в свою очередь, должна предоставить основания нахождения этого гражданина в розыске. Затем уже грузинский суд должен был решать, насколько справедлива передача обвиняемого Интерполу и, следовательно, России».
С правовой точки зрения, по словам эксперта, Церцвадзе должны были задержать в Грузии и начать расследование на основании той же Минской конвенции. Но если в правительстве знали, что Россия разыскивает гражданина Грузии, и дали ему выехать в Украину, то, по словам Мухашаврия, встает вопрос, зачем это было сделано?