Сегодня в Тбилиси с двухдневным визитом прибыл генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. Ситуация с правами человека в Абхазии и Южной Осетии и ход реформ в остальной Грузии – главные темы на его встречах с представителями грузинских властей.
На встречах генерального секретаря Совета Европы один из главных вопросов – ситуация в Абхазии и Южной Осетии:
«Для нас очень важно знать, что на самом деле происходит там, и отразить эти вопросы в консолидированных докладах, которые я пишу два раза в год. Но было бы гораздо лучше, если мы могли бы разместить постоянные мониторинговые миссии на местах, чтобы иметь более точную информацию о существующей там ситуации», – заявил Турбьерн Ягланд после встречи с министром иностранных дел Грузии Михаилом Джанелидзе. В свою очередь, Михаил Джанелидзе сообщил журналистам, что в ходе встречи были затронуты такие вопросы, как планируемое де-факто властями Абхазии закрытие пропускных пунктов на административной границе и состояние исторических памятников. Михаил Джанелидзе поблагодарил генсека Совета Европы за его личный вклад в дело защиты прав человека, а также в восстановление доверия в конфликтных регионах:
Your browser doesn’t support HTML5
«Важно, чтобы Совет Европы продолжил мониторинг прав человека на оккупированных территориях Грузии, несмотря на то, что им не предоставляется доступ на местах, и, соответственно, призвать РФ к исполнению взятых на себя международных обязательств», – заявил министр иностранных дел Михаил Джанелидзе.
В ходе встреч с представителями исполнительной и законодательной власти главой Совета Европы обсуждался план действий на 2016-2019 годы, разработанный Советом Европы для Грузии. В документе речь идет о защите прав человека, социальных и правовых актах и верховенстве закона. В рамках данного плана Советом Европы предусмотрено выделение Грузии семи миллионов евро:
«Совет Европы поддерживает процесс реформ. Мы намерены сыграть важную роль в процессе реформы судебной системы, и я рад, что правительство Грузии и парламент выражают готовность тесно сотрудничать с Венецианской комиссией, которая в конституциональных вопросах – одна из самых уважаемых структур в мире».
И хотя в речи европейского чиновника не было критики, многие слова Ягланда сочли своеобразным предупреждением властям. Ведь реформы идут на фоне бурных дискуссий, в ходе которых оппоненты власти критикуют правящую силу в попытках узурпации власти.
Оппозиционер, бывший «национал», а теперь депутат от «Европейской Грузии» Зураб Чиаберашвили, который также присутствовал на встрече с генсеком Совета Европы, убежден, что в словах Турбьерна Ягланда можно услышать понимание Западом плачевного состояния судебной системы Грузии:
«Иванишвили практически подчинил себе судебную систему. И какие бы здесь ни делали заявления, самый четкий диагноз вынес Страсбургский суд на прошлой неделе, когда отклонил список кандидатур грузинских судей, и это нанесло урон престижу нашей страны».
Политолог Каха Гоголашвили считает важным, что на встречах обсуждались реформы судебной системы, Конституции, процедуры выбора грузинских судей в ЕСПЧ и даже разработка закона «Об общественном вещателе Грузии». Каха Гоголашвили считает, что у Совета Европы и ОБСЕ немало рычагов для воздействия на РФ, но задействовать их будет крайне трудно:
«Россия, контролирующая эти территории (Абхазии и Южной Осетии – «ЭК»), член Совета Европы, с учетом этого рычаги для того, чтобы узнать, что происходит в Абхазии, Южной Осетии, есть. Хотя мне трудно представить, чтобы туда допустили какую-нибудь миссию наблюдателей».
Допуска в эти регионы уже девятый год тщетно добивается и миссия наблюдателей ЕС. Тем не менее Гоголашвили считает, что грузинским властям, как и международным партнерам, не стоит прекращать интенсивные усилия в этом направлении.