Парламентские выборы, намеченные на 12 марта, обещают быть самыми конкурентными в Абхазии за всю ее историю. До окончания сроков выдвижения кандидатов еще далеко, а на каждое депутатское кресло в среднем претендует уже около трех человек. Немалый переполох в обществе вызвало и возможное участие в этих выборах экс-президента Александра Анкваба.
Нынешней зимой получилось так, что в Абхазии и Южной Осетии параллельными курсами набирают обороты избирательные кампании. В РЮО – президентская, самая значимая в политической жизни каждого из названных братских частично признанных государств, в РА – парламентская, вторая по значению. Впрочем, многие наблюдатели отмечают, что выборы в абхазский парламент шестого созыва в силу ряда обстоятельств нынешней политической ситуации в стране имеют для нее большее значение, чем обычно. А если продолжить сопоставление, то интриги обеим кампаниям добавило во многом неожиданное появление в них фигур двух экс-президентов – Эдуарда Кокойты и Александра Анкваба, проживающих в данное время в Москве. Последний при этом еще не высказался относительно своего участия в выборах, но, если он даст согласие баллотироваться, формальных препятствий у него не будет, так как ни о каком цензе оседлости, в отличие от случая с Кокойты, тут речи не идет.
Your browser doesn’t support HTML5
За время, прошедшее с начала регистрации в Абхазии инициативных групп и партий, выдвигающих кандидатов в парламентарии, названо уже более ста претендентов. Из них восьмерых выдвинула партия «Айнар», другие политические партии еще не определились, но некоторые из них сообщили о датах проведения съездов, на которых кандидатуры назовут. Кстати, две партии из восьми, которым по ныне действующему закону о выборах в парламент предоставлена возможность выдвигать кандидатов в каждом из 35 избирательных округов, судя по некоторым сообщениям в СМИ, решили не выдвигать их вообще. Словом, понятно, что пугающее предположение 12 января в интервью «Эху Кавказа» председателя ЦИК Абхазии Тамаза Гогия, который полагал, что все партии будут выдвигать кандидатов в каждом округе и таким образом их окажется минимум раза в два больше, чем в рекордном 2012 году – около 350, вряд ли сбудется. И слава богу, потому что проводить второй тур выборов в 90 процентах округов, как он думал, – это чересчур.
Возможными кандидатами в депутаты парламента шестого созыва уже стали нынешние парламентарии Валерий Кварчия, Кан Кварчия, Саид Харазия, Отар Цвижба, Тайфун Ардзинба, Леонид Чамагуа, Тенгиз Агрба, Валерий Агрба, Гурам Барганджия, Ахра Пачулия, Вагаршак Косян, Юрий Зухба, Левон Галустян, Роберт Яйлян, Фазылбей Авидзба, Бежан Убирия, Беслан Цвинария, Алмас Джапуа… Среди известных в обществе людей инициативными группами выдвинуты также бывший председатель Центризбиркома Батал Табагуа, экс-министр внутренних дел Рауль Лолуа, бывший начальник УВД г. Сухума Дмитрий Дбар, экс-министр иностранных дел Вячеслав Чирикба, бывший глава администрации г. Сухума Алиас Лабахуа, лидер партии «Апсны» Гиви Габния, бывший первый вице-премьер Шамиль Адзынба, председатель Госкомитета по делам молодежи РА Алиас Авидзба, участник команды «Нарты из Абхазии» – чемпиона Высшей лиги международного КВН – Роланд Бганба, бывший премьер-министр Леонид Лакербая. Сегодня Центризбирком зарегистрировал инициативную группу по выдвижению сопредседателя Блока оппозиционных сил Аслана Бжания.
Интересной и упорной, по-видимому, будет борьба между такими соперниками, если, конечно, их всех зарегистрируют в качестве кандидатов, как Гиви Габния и Алмас Джапуа (округ №2), Александр Анкваб, Шамиль Адзынба и Валерий Агрба (№3), Алиас Лабахуа и Рауль Лолуа (№6), Сергей Шамба и Астамур Адлейба (№7), Леонид Чамагуа и Леонид Лакербая (№17).
В канун начала избирательной кампании было много разговоров о том, что очень слабо представлены в парламенте пятого созыва женщины и вовсе не представлено русское население, звучали даже предложения обратиться к системе квотирования. Но пока не выдвинуто ни одного русского, в списке выдвинутых фигурируют только шесть женщин – Наталья Смыр, Мрамза Джикирба, Аида Ашуба, Саида Хагуш, Фрида Лазба и Лана Цаава
И, наконец, обратимся к, безусловно, главной интриге кампании по выборам шестого созыва абхазского парламента – возможному участию в ней Александра Анкваба, который 1 июня 2014 года был вынужден подать заявление о добровольном уходе с поста президента РА. О слухе, что он, возможно, пойдет в парламентарии, я упоминал на «Эхе Кавказа» еще около трех месяцев назад, в начале прошлого ноября. Этот слух обрел зримые черты после того, как в минувшую пятницу 27 января на сайте «Абхазия Информ» появились два обращения к экс-президенту с просьбой баллотироваться в парламентарии – группы представителей научной и творческой интеллигенции (перечислены имена 26 известных деятелей) и группы 46 неназванных матерей воинов, погибших в Отечественной войне народа Абхазии.
В соцсетях и на интернет-форумах тут же развернулось бурное обсуждение этих обращений. Привлекли внимание комментарии всегда рассудительного форумчанина под ником kt, которого трудно заподозрить в симпатиях к действующей власти: «Задайте себе вопрос. Зачем это Анквабу нужно? Кто его будет охранять? Он в качестве главы исполнительной власти не смог этого избежать. При всем моем к нему уважении в нашей политике нужны новые люди, и его приезд не будет на белом коне с шашкой в руке… Было бы любопытно, если экс-президент приехал бы в Абхазию. Но он покинул свой пост, чтобы не было кровопролития. Зачем ему сейчас приезжать? Попытайтесь просчитать несколько ходов вперед. Зачем сейчас обострять выборную кампанию? Думаю, что если на выборах победит оппозиция, то тогда он сможет вернуться в качестве партийного лидера «Айтайры» или «Амцахары». При всем моем глубоком уважении к подписантам, я считаю, что это не вовремя. Депутатская должность может сыграть для него злую шутку, наподобие сала в мышеловке. И еще, он же президентом был, зачем ему депутатство и даже спикерство?»
Мнение этого форумчанина, несмотря на многочисленные возражения ему ряда сторонников Анкваба, изменилось только в понедельник, вчера, после появления информации о регистрации инициативной группы по его выдвижению. На это он откликнулся комментарием: «Неужели инициативная группа собралась без согласия Анкваба? Это маловероятно. Бог троицу любит. Для тех, кто не помнит: в 1989 г. – из Тбилиси после апрельских событий; 2004 г. – перед выборами президента. Неужели, кто-то думает, что он не пройдет в парламент? Думаю, что в составе парламента он сможет трансформировать в нужную сторону наше государство, сделав его более эффективным».
А вот мнение известного российского эксперта Александра Скакова, к которому я обратился за комментарием ситуации в минувшее воскресенье: «С одной стороны, Анкваб недаром относительно быстро и легко «согласился» уйти, те же самые покушения на него, что бы про них ни говорить, не могли не повлиять на любого человека. Затем он на время ушел из активной политики, затем, дав несколько интервью, частично в нее вернулся. Его присутствие на абхазской политической сцене, как мне кажется, ощущалось, но временами возникало также ощущение, что его личное отношение к тем или иным персонам в оппозиции определяет очень много, ослабляя таким образом общий оппозиционный потенциал. В результате непродуманных шагов (возможно, опять же из-за только лишь периодической и удаленной «включенности» Анкваба в политику) оппозиция фактически раскололась. В этой ситуации, скорее всего, сторонники «анквабовского» крыла убеждают его вернуться в политику, в данном случае в качестве депутата (и лидера этой части оппозиции). А он колеблется. Но, учитывая то, что было ранее, думаю, что в итоге он не станет возвращаться. Даже депутатом. Он умный человек и хорошо понимает, что дважды в одну и ту же реку не войдешь».
Не думаю, что мнение Скакова кардинально поменялось вчера. Ведь, повторюсь, формального согласия Анкваба баллотироваться еще не получено. Таким образом, все происходящее можно по-прежнему теоретически рассматривать лишь как зондаж общественного мнения, в результате которого экс-президент ничего не теряет. Но скорее я склоняюсь к мысли, что тут Анкваб вполне может следовать тактике Наполеона: «Надо ввязаться в бой, а там посмотрим».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия