Парламент Южной Осетии накануне принял бюджет на 2017 год, но противостояние между представителями большинства и пропрезидентских партий продолжается. Депутаты от партий «Единство народа», «Ныхас» и Народной партии покинули зал заседаний и обвинили спикера Анатолия Бибилова в игнорировании их мнения.
Парламентское большинство отказывалось принимать главный финансовый документ без завершения судебной реформы. Спикер парламента Анатолий Бибилов объяснял это тем, что Высший арбитражный суд, находящийся на стадии ликвидации, не может в то же время быть одним из распорядителей бюджетных средств.
Накануне глава комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Олеся Кочиева предложила внести в текстовую часть документа поправки. Она выступила за то, чтобы определить в поправках, что судебная реформа должна завершиться до 1 января 2018 года. Депутат от партии «Ныхас» Зита Бесаева возразила, что их не ознакомили с поправками, поэтому представители парламентского меньшинства не будут голосовать за бюджет:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я не буду посещать ни одно заседание парламента, где систематически нарушается регламент. Эти поправки должны были быть обсуждены заранее. Я за то, чтобы снять этот вопрос с повестки. Представленные поправки являются конституционной нормой, для принятия которой необходимо не менее 2/3 голосов депутатов».
В знак протеста она покинула заседание. Примеру Бесаевой последовали депутаты от партий «Ныхас» и «Единство народа», большинство представителей Народной партии.
В ответ Олеся Кочиева пояснила, что закон о судебной реформе, принятый в 2014 году, имеет временные рамки. По ее словам, все мероприятия должны были завершиться до 1 января 2015 года, чего не было сделано:
«Эти сроки не были соблюдены. Ликвидационные мероприятия были пролонгированы распоряжением правительства, которое не носит нормативного характера. Поэтому этот конституционный закон оказался вне правового поля. А наши поправки как раз объясняют, каким образом в бюджете предусмотрены расходы на Высший арбитражный суд. Именно такой подход является законным и юридически правильным. Консультации по этому вопросу проводились и с российскими коллегами, которые назвали предложенные поправки "правильным выходом из ситуации"».
Большинство депутатов проголосовали за принятие бюджета. Однако сегодня три пропрезидентские парламентские партии выступили с совместным заявлением, в котором обвинили спикера парламента Анатолия Бибилова в игнорировании их мнения. В заявлении сказано:
«Дополнения внесены при нарушении регламента и без обязательного согласования с правительством РЮО. Дополнения никоим образом не касались бюджетных отношений и не могли быть частью Закона о бюджете. Они касались порядка формирования Верховного суда РЮО и Арбитражного суда РЮО, что, в соответствии с Конституцией РЮО, должно регулироваться конституционным законом. Примечательно, что депутаты парламента, в том числе от партии «Единая Осетия», не были заранее ознакомлены с предлагаемой поправкой и узнали о ней только в ходе сессии».
С обвинениями не согласна председатель комитета по бюджету Жанна Кочиева. Она называет их безосновательными:
«В статье 7 государственного бюджета РЮО на 2017 год мы дали обоснование формулировке расходной статьи, и таким образом формулировка "Высший арбитражный суд" получила обоснование в самом законе о бюджете, и теперь обозначены сроки его формирования - до 1 января 2018 года, как это было предусмотрено конституционным законом о судебной реформе. Я напомню, что каждый депутат может внести предложение прямо на сессии, эти предложения рассматриваются на сессии и решаются большинством голосов. Данный бюджетный закон обязывает к тому, чтобы судебная реформа началась, чтобы в будущем Высший арбитражный суд был создан. Бюджет принят в соответствии с законом, расходные статьи просто раскрыты и обоснованы, объяснены формулировки».
Лидер Народной партии Александр Плиев не согласен с парламентским большинством. Он не голосовал за бюджет:
«Конфликт интересов в том, что в бюджет внесли отдельной строкой изменения в конституционную статью о реформатировании судебной системы. Но при чем тут бюджет и конституционная реформа судебной системы? Но «Единая Осетия» так все совместила и внесла изменения в бюджет. К финансовому документу судебная реформа не имеет отношения. Я думаю, президент не подпишет этот проект бюджета».
Олеся Кочиева говорит, что ее удивляет позиция меньшинства:
«Многие из них не впервые в парламенте, некоторые из них работают и в аппарате, они прекрасно понимают, что никаких нарушений нет и бюджет принят законным способом. Сегодня приходили журналисты и спрашивали, что надо было 23 голоса, а не 19, чтобы проголосовать, но это не конституционный закон, он принимается большинством голосов. Мы всегда призываем к законности, и, уверяю вас, мы никогда бы не пошли на незаконные действия. Поскольку все говорили о необходимости принятия бюджета, мне вообще непонятно, о чем еще речь. Бюджет принят».
Теперь проект бюджета должен подписать президент Леонид Тибилов. Однако, по мнению лидера «народников» Александра Плиева, ставить точку в этом вопросе пока рано и соперничество между президентом и спикером в ходе президентской гонки скажется и на судьбе главного финансового документа страны.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия