Белоснежные субтропики

«Большой снег» в Абхазии выпадал 106 лет назад – в 1911 году: тогда снег в Сухуме лежал 38 дней подряд, снежный покров доходил до вторых этажей домов

Проснувшись сегодня утром, я по привычке последних дней прежде всего посмотрел в окно и увидел, что вокруг нашей пятиэтажки по-прежнему лежит и переливается всеми оттеками белого снежный покров. Правда, по сравнению со вчерашним утром он чуть ужался, скукожился, как пресловутая шагреневая кожа. На верхушках двух пальм, растущих во дворе дома, снег лежал маленькими шапочками...

А началось все в ночь с 28 на 29 января, когда на побережье Абхазии пошел сильный снег. В воскресное утро наверняка во многих домах и квартирах, как и в нашей, проснувшимся маленьким детям показывали то, что творится за окном, и они приходили в восторг. Часов в 12, когда снег перестал идти, компания взрослых и детей из нашего подъезда отправилась во двор играть в снежки и лепить снеговиков. На соседней спортплощадке этим занималась уже уйма соседей. В обед крупные снежные хлопья посыпались с неба снова, и уже почти в сумерках многие опять отправились резвиться со снегом. Впрочем, взрослые нередко при этом поглядывали на небо и произносили: «Ну, пожалуй, хватит, хорошего понемножку». Ибо все у нас прекрасно знают, что снегопад в Абхазии – это почти неизбежно начало смысловой цепочки, в которой потом следуют аварии в электросети, холод и темнота дома по вечерам, рухнувшие под тяжестью мокрого снега деревья.

Your browser doesn’t support HTML5

Белоснежные субтропики

На удивление ночь мы пережили без отключений электричества. Но в понедельник в полдевятого утра мне надо было быть на работе (именно в тот день, после нескольких недель отпуска). Между тем, все личные автомобили в доме «стояли на приколе»: никто не рисковал выезжать на заснеженную, а в некоторых местах заледеневшую дорогу. Ведь покрышек с «зимней резиной» у нас почти никто не имеет. Но один мой сосед решился-таки на своей легковушке отправиться на работу и прихватил меня. А на следующее утро и он не захотел рисковать, и мы вызвали такси. Ходили и маршрутки, автобусы, а вот троллейбусы были выпущены на свои маршруты только сегодня.

В связи с непогодой школы и детсады Абхазии были закрыты на три дня, до 1 февраля включительно.

Надо сказать, что удалось избежать за прошедшие четыре снежных дня крупных аварий не только в электросети, но и на автодорогах. Последнее – не только, наверное, потому, что машин ездило мало, но и потому что двигались они строго согласно правилу «тише едешь – дальше будешь».

Сегодня я побывал на пресс-конференции, на которой представители городских служб столицы Абхазии рассказали о ходе ликвидации последствий обильного снегопада. Обледенение тротуаров остается тут единственной проблемой, сказал заместитель главы администрации Сухума Леон Кварчия. На проезжай части улиц ситуация стабилизировалась. Он рассказал:

«Еще с ночи на воскресенье сотрудники ДРСУ занимались расчисткой и подсыпкой улично-дорожного полотна на опасных участках, где имеются уклоны. Хотелось бы сказать, что в работе оперативного штаба у нас был учтен опыт, приобретенный после стихийного бедствия летом, когда было наводнение. Нельзя сказать, что было идеально, но, тем не менее, количество аварий в энергосетях было минимизировано. Те аварии, которые были, оперативно устранялись. С водоснабжением тоже были небольшие проблемы в некоторых районах города, опять-таки связанные с авариями в электросетях и с приостановкой работы насосных станций. Надо также отметить, что в определенных районах вода не поступала потому, что просто подмерзла в трубах».

Начальник коммунального управления Сухума Дмитрий Ахуба объяснил отсутствие серьезных ДТП на дорогах тем, что водители стали более аккуратно ездить, а те, кто не умеет ездить в данных погодных условиях, воздержались от поездок. Отвечая на вопросы журналистов, Ахуба сказал, что песок для посыпания проезжей части улиц управление закупает на щебеночных предприятиях, это самая мелкая фракция дробления; причем зная прогнозы погоды, коммунальщики заранее приготовили кучи песка на обочинах дорог там, где есть спуски-подъемы. Поломок спецтехники, работавшей в городе, не было (такое, по информации в СМИ начальника республиканского ГАИ, было в понедельник на трассе Сухум-Псоу). Далее он завел разговор об отсутствии в Сухуме снегоуборочной машины, но тут, знаю, в обществе нет однозначного мнения: нужна ли она, если потребность в ней возникает раз в несколько лет?

В преддверии зимы коммунальными службами были проведены профилактически работы по выявлению деревьев, которые были предрасположены к падениям и с высохшими ветками. Поэтому, сказал Леон Кварчия, во время снегопада упало только пять деревьев. Старший агроном Зеленого хозяйства города Гоча Джинджолия сказал, что морозов «боятся» только пальмы. У них слегка подмерзают нижние ветки, но весной делают санитарную обрезку, и дерево восстанавливается. Я вспомнил о том, в 70-80-е годы ветви пальм в Сухуме укутывали специальной тканью, и спросил, можно ли без этого обходиться. Джинджолия сказал, что за двадцать лет его работы в данной службе от морозов ни одна сухумская пальма серьезно не пострадала.

А вот немалый урон нанесли холода последних дней абхазским овощеводам. Пицундское тепличное хозяйство «Аваи-Агро» потеряло пять гектаров томатов, или 800 тонн урожая: мощности электроэнергии для обогрева не хватило. Но там предпринимают меры для новых посадок. Убытки понесли и в тепличном комплексе по выращиванию томатов ОАО «Эдель» в селе Кындыг. Часть посадок томатов погибла из-за холодов еще в декабре, а оставшиеся – сейчас. Теперь площади расчищены и засажены рассадой огурцов. В теплицах же ООО «Фруктис», которые расположены в селе Аракич, никаких проблем не возникло, все отапливается генератором от термальных источников.

Вчера я поделился впечатлениями от большого абхазского снегопада в конце января со знакомой, которая живет в гораздо более северных широтах и с которой переписываюсь в «Одноклассниках». И написал: «Большие сомнения у меня насчет глобального потепления. Лет 30-40 назад у нас, помню, только раз в три-четыре года выпадал на равнине снег и лежал три-четыре часа, не больше. А в этом году и в декабре выпадал, и сейчас лег основательно. А в прошлом – дня три на Новый год лежал». А она ответила: «Насчет глобального потепления, по-моему, ты не прав. У нас летом температура стоит до 40 градусов тепла. Я уже не знаю, где от жары прятаться. А ведь раньше самое большое было, если температура доходила до 25 градусов». Вот такие у нас разные впечатления.

А сегодня я просмотрел выложенный на сайте «Аиааира» телефильм про «большой снег» в Абхазии 1911 года, 106 лет назад. Тогда снег в Сухуме лежал 38 дней подряд, начиная с 4 января. Снежный покров доходил до вторых этажей домов, под его тяжестью валились не только деревья и столбы, но и крыши зданий, что подробно описано в газетах того времени. Неизвестно, когда еще после ледникового периода были такие катаклизмы, история не сохранила описания других, но думаю, что такое могло быть лишь раз в несколько веков.

И последнее, что хочется сказать сегодня на эту тему. В канун во время снегопада необычайную славу «народного синоптика» в соцсетях обрел своими прогнозами сухумский блогер Роин Агрба. Сейчас я зашел на его страницу в Фейсбуке и вновь залюбовался выложенными на ней удивительно красивыми пейзажами заснеженного Сухума этой зимой. Фото проекта «Абхазия с высоты птичьего полета» – это просто чудо. К Роину уже начали обращаться интернет-пользователи с такими вопросами то ли в шутку, то ли всерьез: «Какая погода будет 18 февраля? Для меня это очень важно». А он и сам, видно, уже стал немножко прикалываться. Вчера днем поместил такой пост: «Не рановато ли мы «отзимовались»? Завтра утром образуется новый циклон на траверсе Сочи-Сухум, и еще не известно, как он себя поведет. Но к обеду в Сухуме снега не миновать. И очень сильный мороз, боюсь даже озвучить, сам не верю!»

К счастью, сегодня было без осадков и относительно тепло, плюс пять.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия