Кокойты становится Джиоевой-2017?

Законных оснований для отказа в регистрации Эдуарду Кокойты не существует, а значит, встает вопрос о возможных последствиях такого решения. Фото Зарины Санакоевой

Вчера вечером Центризбирком прокомментировал намерение Эдуарда Кокойты принять участие в выборах президента Южной Осетии. В комментарии указывается, что экс-президент не проживал последние пять лет в республике, соответственно, не отвечает требованиям ценза оседлости и не имеет правовых оснований для регистрации кандидатом в президенты. В случае подачи Э. Кокойты документов, ему будет отказано в регистрации.

Если ЦИКу, как органу коллегиальному, простительно ошибаться в оценках, то Верховный суд должен будет предоставить исчерпывающие с точки зрения закона аргументы, на основании чего гражданину Эдуарду Кокойты отказано в регистрации. На основании того, что он пять лет не жил в республике? Прекрасно. Докажите!

Собственного учета, как и органа, уполномоченного вести этот учет, в республике не существует. ЦИК пользуется распечаткой с компьютера российской погранслужбы. Подчеркиваю, не официальным документом погранслужбы, а анонимной распечаткой – по сути, клочком бумаги, неизвестно откуда взявшимся, на котором что-то написано. Насколько мне известно, на парламентских выборах 2014 года, когда в суде срезали кандидатов в депутаты, суд принимал эти распечатки как доказательство. Чтобы придать им видимость документа, распечатки заверяло местное КГБ.

Your browser doesn’t support HTML5

Кокойты становится Джиоевой-2017?

С правовой точки зрения подобная практика – это подлог и преступление. Что КГБ заверяет? Как оно может подтверждать подлинность информации, к которой никакого отношения не имеет и доказать достоверность не может?

В свою очередь, российская погранслужба не может официально предоставить эти сведения югоосетинскому суду, потому что они касаются личных данных граждан. Официально такой учет вообще не ведется. С точки зрения закона, пограничники даже не имеют права собирать и накапливать эту информацию, не говоря о том, чтобы ее кому-то передать, тем более другому государству.

История с отказом усугубляется еще и тем, что после июльских поправок к закону о выборах необходимо посчитать и указать число дней, которые кандидат отсутствовал в республике. Вопрос: а кто их будет считать? В июльских поправках говорится, что подсчет этих дней ведется уполномоченным органом. Но с тех пор не было принято никакого подзаконного акта, в котором бы разъяснялось, кто этот уполномоченный орган. И если даже этот акт будет принят сегодня, то его действие распространится только на следующие выборы, а на этих считать дни некому.

Суммируя приведенные выше аргументы, можно говорить о том, что законных оснований для отказа в регистрации Эдуарду Кокойты не существует, а значит, встает вопрос о возможных последствиях незаконного отказа.

Первое и очевидное последствие – это дефицит легитимности следующего президента. Кстати, это совсем неплохо, если президент чувствует за собой этот дефицит и поэтому не позволяет себе лишнего, например, репрессий в отношении своих оппонентов. Для общества это хоть какая-то компенсация отсутствия политической и правовой культуры.

Последствие второе – вновь появляются основания упрекать кураторов в том, что они вмешиваются во внутриполитическую конкуренцию и лишают избирателей свободы выбора. В этом смысле недавний визит Владислава Суркова – большая ошибка. Не стоило давать повода для упреков и приезжать в республику хотя бы до решений ЦИКа и Верховного суда по кандидату Кокойты, потому что для части югоосетинского населения он теперь Винокуров №2. Комментарий ЦИКа о невозможности регистрации Кокойты неслучайно совпал с визитом куратора. Кандидат Кокойты еще даже документы не представил в Избирательную комиссию, а ЦИК уже озвучил по нему свое решение. Почему такая спешка? Да как раз потому, чтобы сделать это как бы от имени Суркова и, между прочим, переадресовать ему все возможные претензии и возмущения избирателя. Дескать, местные тут ни при чем.

Последствие третье (конечно, если Эдуард Кокойты будет отстаивать свое право участвовать в выборах). Адвокаты Кокойты или сам Кокойты камня на камне не оставят от всего этого провинциального законотворчества, суды и ЦИК будут разоблачены и выставлены в самом неприглядном свете. И во время этого действа популярность Эдуарда Джабеевича будет только расти. Все упреки, которые можно было бы ему предъявить как зарегистрированному кандидату, утонут в сочувствии к человеку, с которым поступают несправедливо. Т.е. Эдуард Кокойты как бы становится Аллой Джиоевой 2017. С той лишь разницей, что электоральное сочувствие он, в отличие от Аллы Алексеевны, сможет конвертировать в голоса избирателей. А вопрос, кому он их передаст, в случае если его все же не допустят к выборам, становится главной интригой предстоящих выборов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия