Сегодня завершилось начавшееся три недели назад, 21 января, выдвижение кандидатов в депутаты абхазского парламента шестого созыва. Позавчера ЦИК зарегистрировал инициативную группу по выдвижению кандидатом Аслана Смыра – по Аацынскому избирательному округу №19 (Гудаутский район). На шесть часов вечера сегодня никакой новой информации о выдвижениях не было. В итоге зарегистрировано 135 инициативных групп и четыре выдвинувшие кандидатов политические партии. Теперь неделя уйдет на принятие решений по регистрации ЦИКом кандидатов и еще три – на предвыборную агитацию, а 12 марта, через месяц, – выборы.
Что можно сказать об итогах прошедшего этапа кампании? Прежде всего, не оправдались страшилки о том, что будет превзойден рекорд по количеству кандидатов в депутаты 2012 года – 158. (Одни, как председатель Центризбиркома Тамаз Гогия в эфире «Эха Кавказа» 12 января, рассуждали о 350 претендентах на 35 депутатских кресел, что в 90 процентах округов привело бы к повторному голосованию, другие – о примерно 200.) Но в реальности в список граждан, зарегистрированных после выдвижения инициативными группами и политическими партиями, вошли 142 человека. Ну, и слава Богу. Или, как говорит кое-кто из моих знакомых, «океюшки». В любом случае «конкурс» немаленький – пока по четыре в среднем человека на место.
Your browser doesn’t support HTML5
Взгляд на распределение претендентов по округам вызывает, как и прежде на парламентских выборах в Абхазии, впечатление: «где густо, а где пусто». Больше всего претендентов оказалось в некоторых округах Сухума, в Гагрском городском. Но рекорд побил Гальский округ – 10 (восемь из них выдвинуто инициативными группами). Причем в этом округе сложилась курьезная ситуация, ставшая поводом для немалого числа шуток интернет-пользователей: там после аннулирования большинства выданных в свое время абхазских паспортов осталось только около 600 избирателей, то есть примерно 60 на кандидата, если все выдвинутые будут зарегистрированы.
Нетривиальная ситуация сложилась и с экс-президентом Абхазии Александром Анквабом, инициативные группы по выдвижению которого зарегистрированы сразу в трех округах. Впрочем, пока неизвестно, дал или даст он согласие баллотироваться по какому-нибудь из них, а также, естественно, будет ли зарегистрирован кандидатом.
Теперь – о выдвижениях кандидатов политическими партиями. Упомянутые страшилки основывались, прежде всего, на том, что все восемь партий, которые Минюст допустил до регистрации в ЦИКе как имеющих право на выдвижение, ринутся выдвигать своих представителей во всех 35 избирательных округах. Но некоторые из партий вообще не стали этого делать, лидеры других предпочли не проводить съезды, а выдвинуться с помощью инициативных групп. «Айнар» и «Амцахара» выдвинули по восемь, «Народный фронт Абхазии за справедливость и развитие» – троих, а «Форум народного единства Абхазии» – семерых. Но в последнем случае партийный съезд в основном только перечислил своих представителей, уже выдвинутых по разным округам инициативными группами. «Неужели у «ФНЕА» такая «короткая скамейка»?» – рассуждают некоторые наблюдатели.
Словом, партии, так сказать, спасовали. Что ж, участие в избирательной борьбе – это неизбежные материальные затраты, даже если кандидат ведет ее без намека на подкуп избирателей. Так зачем «толкаться локтями» и лезть из кожи вон там, где шансы на победу минимальны или вообще иллюзорны?
К слову, о подкупе в его разных вариациях, а также выходящих за рамки закона методах борьбы. Когда ко мне домой пришел представитель одного из выдвигающихся по нашему округу и попросил войти в состав подписантов за его выдвижение, я без колебаний сделал это. Знаю этого молодого политика и ничего не имею против участия его в выборах. (А за кого из кандидатов буду голосовать 12 марта – это уже другое дело.) Но потом, когда меня не было дома, к нам пришли трое женщин и стали спрашивать у домочадцев, за кого те будут голосовать, и настойчиво рекомендовать проголосовать за другого претендента и даже пытаться записать их в некий список согласных на это. Им вполне резонно ответили, что кто за кого будет голосовать – не их собачье дело, и даже агитировать они не имеют права, пока этот претендент не зарегистрирован...
Такого абсурда в преддверии выборов у нас я не припомню. Причем не буду, конечно, называть имени претендента, за которого они так «впряглись», ибо это был бы с моей стороны уже черный пиар против него, а он, возможно, и не догадывается, каких «умных» помощников привлек.
А еще, говорят, кое-кто уже кинулся ремонтировать дороги, раздавать муку и так далее.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия