Покушение на иерарха. Заговор с отравлением или провокация?

Во сколько оценивается имущество патриархии, точных данных нет: к ежегодным 25 миллионам лари госфинансирования добавляются многотысячные пожертвования

Жесткой критике подвергли сегодня грузинские правозащитники действия представителей власти и Главной прокуратуры по делу протоиерея Георгия Мамаладзе. Он обвиняется в попытке отравления «высокопоставленного духовного лица». Многие расценили версию следствия как предотвращение попытки покушения на жизнь Патриарха Грузии Илии Второго. Сам протоиерей считает себя жертвой спланированной провокации.

Обвиняемый в попытке отравления высокопоставленного духовного лица Георгий Мамаладзе просит всех помочь ему доказать свою невиновность, об этом журналистам сообщил Народный защитник Уча Нануашвили после встречи с арестованным. Мамаладзе многое не может сказать из-за данной им подписки о неразглашении дела. Уча Нануашвили сказал, что, по словам Мамаладзе, в ходе задержания ему не сообщили причины ареста, ограничили в праве телефонного звонка, были и другие процедурные нарушения. И главное: протоиерей обвинения называет абсурдными и беспокоится о безопасности своей семьи. Уча Нануашвили рассказал журналистам и о других подробностях встречи:

«Он (Мамаладзе) говорит, что в зачитанном ему обвинении «о высокопоставленном духовном лице» речи нет. Много деталей нужно уточнить, он спрашивает, почему дело идет только в одном направлении. Он считает, что есть признаки того, что произошедшее было спланировано давно и что он в какой-то степени жертва. Вопросы, естественно, будут, поскольку многие не верят в то, о чем говорит следствие».

Your browser doesn’t support HTML5

Покушение на иерарха. Заговор с отравлением или провокация?

Сразу несколько правозащитных организаций призвали Главную прокуратуру внести ясность в дело Мамаладзе, а представителей правящей силы «Грузинская мечта» – не нарушать презумпцию невиновности. Говорит глава Центра по правам человека Алеко Цкитишвили:

«Заявления премьер-министра Грузии, вице-премьера, министра юстиции, вице-спикера парламента, главы парламентского комитета по юридическим вопросам и других парламентариев о том, что предотвращено готовящееся тяжелейшее преступление против Патриарха Грузии, однозначно нарушают право задержанного на презумпцию невиновности. Это право гарантировано Конституцией Грузии и Европейской конвенцией по правам человека, тем более что обвинительного приговора пока нет».

Видимо, представители власти прислушались к призывам правозащитников. Сегодня о деле Мамаладзе они молчали. Зато все больше представителей духовенства стали говорить вслух о том, что им кажутся невероятными обвинения в адрес Мамаладзе. В официальном заявлении патриархии, в свою очередь, сообщается о том, что Илия Второй после операции себя чувствует хорошо и, «предположительно, покинет больницу в течение одной недели». Далее в заявлении говорится:

«Что касается факта задержания протоиерея Георгия Мамаладзе – это для нас полная неожиданность. За неимением информации мы не можем ничего комментировать и дожидаемся итогов расследования».

Адвокат задержанного Георгий Панцулая сегодня обратился в прокуратуру с требованием снять обязательство о неразглашении подробностей дела:

«Мы ждем, что нам как минимум дадут возможность ответить хотя бы на ту часть обвинения, которую обнародует следствие. Мы надеемся, что у нас будет возможность доказать правоту в суде и правдивость своей позиции, которая отличается от позиции обвинения».

В беседе с журналистами адвокат Георгий Панцулая подтвердил информацию о том, что, будучи главой службы по распоряжению имуществом патриархии в 2015 году, его подзащитный Георгий Мамаладзе неоднократно обращался к Патриарху и Синоду с письмами о выявленных нарушениях и финансовых махинациях в учреждениях, числящихся на балансе патриархии Грузии. Одно из таких писем, предполагаемо, написанное Мамаладзе, накануне обнародовала телекомпания «Рустави 2». В нем говорится о том, что Мамаладзе из-за выявленных им финансовых махинаций и растрат испытывает давление и притеснение со стороны высокопоставленных духовных лиц.

Во сколько оценивается имущество патриархии, точных данных нет, в ее владения входят все православные церкви, множество зданий и земельных участков, которые государством или местными органами самоуправления почти ежегодно передаются во владение патриархии даром или за символическую цену в один лари. В распоряжении патриархии находятся малые и крупные предприятия разного профиля, вплоть до производства бутилированной воды и импорта нефтепродуктов. Ежегодно патриархия на основе конкордата – за особый вклад в историю государственности Грузии и за гонения в советское время – от государства получает более 20 миллионов лари. По подсчетам Transparency International c 2002 по 2013 гг. эта сумма превысила 200 миллионов лари.

Последующие годы финансирование патриархии росло. К ежегодным 25 миллионам лари из госфондов и ведомств добавляются многотысячные пожертвования. По подсчетам издания «Либерали», к примеру, в 2016 году только от госбюджета ГПЦ получила приблизительно 50 миллионов лари.

Критику правозащитных НПО по поводу нецелевых расходов ГПЦ называет необоснованной, отмечая, что под ее попечением находятся десятки образовательных и благотворительных учреждений, и это дорогого стоит.