Министр обороны Грузии Леван Изория принял участие в заседании комиссии Грузия-НАТО. Встреча прошла в рамках министериала Североатлантического альянса. Главы оборонных ведомств стран-участниц и союзников военно-политического блока собрались в Брюсселе для обсуждения вопроса реагирования НАТО на сложную обстановку в мире с точки зрения безопасности. Как заверяет руководство альянса, Тбилиси играет в обеспечении этой самой безопасности серьезную роль.
НАТО поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии, в очередной раз заверил министра обороны Левана Изория генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг и повторил это публично перед началом заседания комиссии Грузия-НАТО:
«Сегодня мы рассмотрим ситуацию с безопасностью в Черноморском регионе и то, с какими вызовами сталкивается Грузия. В том числе ситуацию в грузинских регионах Абхазия и Южная Осетия. Мы также обсудим прогресс, которого достигла Грузия в плане реформ, включая ее оборонную стратегию. Речь также пойдет об имплементации существенного пакета НАТО для Грузии, который улучшит оборонные возможности страны и поможет на пути к членству в альянсе. НАТО остается приверженной принципам безопасности и территориальной целостности Грузии. Сегодняшняя встреча – ключевой сигнал о том, что мы выполняем свои обязательства».
Your browser doesn’t support HTML5
В Тбилиси «пряник» приняли и особо подчеркнули: Грузия – единственная страна, не являющаяся членом НАТО, с которой на нынешнем министериале была проведена подобная встреча. Леван Изория не скрывал удовлетворения:
«Мы получим поддержку от стран-участниц альянса, еще раз заявим о своей готовности стать членом НАТО, для чего мы и проводим все эти реформы. Также у нас шесть двусторонних встреч в рамках министериала. Для нас самая интересная тема – усиление безопасности в Черноморском регионе. Мы очень серьезно работаем над этой темой. Уже предоставили членам НАТО конкретные предложения, как Грузия может подключиться к практическим мероприятиям по обеспечению безопасности в регионе. Грузия уже включена в стратегические дискуссии, но сейчас речь идет о практических мероприятиях».
В чем именно заключаются предложения и какая роль отведена в Грузии системе безопасности, в том числе Черноморского региона, министр предпочел умолчать. Зато в правительстве не устают повторять: у Грузии, как у страны-аспиранта, самое глубокое и всеобъемлющее партнерство с НАТО. Тбилиси представлен во всех форматах, в которых только могут быть представлены партнеры альянса. В этом году это уже третье по счету заседание комиссии Грузия-НАТО, а нынешний год будет очень активным в плане отношений между Брюсселем и Тбилиси. За исключением весеннего саммита Североатлантического альянса, куда Грузию не пригласили.
Такого оптимизма не разделяет главный редактор журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. По его словам, Черноморский бассейн действительно является тем связующим коридором, по которому НАТО может быстрее и эффективнее обосноваться на Южном Кавказе. И, в том числе, начать налаживать серьезные двусторонние отношения с Грузией. Но все не так просто, говорит Аладашвили:
«Хотя бы, с учетом того, что происходит в самом НАТО. Буквально вчера министр обороны США четко заявил своим партнерам, что ситуация, когда большинство других членов альянса тратит на оборону менее 2% бюджета, больше продолжаться не может. Почему две эти темы связаны? Потому что для усиления НАТО на Черном море необходимы большие финансы, так как речь идет об усилении военно-морских возможностей черноморских стран-членов НАТО. Несмотря на то что три из шести черноморских государств являются членами альянса, на сегодняшний день самым сильным игроком в регионе остается Россия. И единственная сила, которая ей может противостоять по мощи военно-морского флота, это Турция. Но мне кажется, что нынешнее правительство Турции в лучших отношениях с Кремлем, чем с руководством НАТО. Так что реально усиление НАТО на Черном море на данном этапе представить невозможно, так как у альянса нет дополнительных средств для усиления военно-морского флота Румынии или Болгарии, не говоря уже об Украине и Грузии».
Да, НАТО говорит об усилении, но, по мнению Аладашвили, эти разговоры уже запоздали. Изменить баланс сил в пользу альянса за несколько дней не получится. На это уйдут годы. К тому же, если НАТО решит опереться в черноморском бассейне не на Турцию, а на те страны, с кем отношения более легкие, например, Румынию, Болгарию или Грузию, то альянс в первую очередь должен помочь этим государствам в усилении их военно-морских возможностей. И в Грузии, где осталось всего несколько катеров береговой охраны, сделать это будет чрезвычайно сложно.