«Народная партия» обвинила российских кураторов во вмешательстве в избирательную кампанию в Южной Осетии. По мнению «народников», они стремятся не допустить экс-президента Эдуарда Кокойты к выборам, что может привести к дестабилизации ситуации.
В распространенном на днях заявлении говорится:
«Бесцеремонное вмешательство в избирательные процессы Южной Осетии со стороны «кураторов» сопровождается массированным информационным давлением. С завидной регулярностью появляются «экспертные» мнения политологов, о существовании которых в Южной Осетии ранее никто не подозревал, публикуются «фейковые» социологические опросы, в которых не указано имя реально лидирующего кандидата, мантрами звучат неправомерные заявления должностных лиц администрации президента РЮО и парламента РЮО о невозможности Э. Дж. Кокойты принять участие в выборах. Проведение выборов «без предоставления выбора народу», по мнению «народников», «неизбежно приведет к потере общественно-политической стабильности и фактической делегитимизации выборов».
Под куратором, вероятно, имеется в виду помощник президента России Владислав Сурков, который недавно побывал в республике. Он провел встречи с представителями всех партии, кроме «Народной». Эксперты усмотрели в этом еще один сигнал со стороны Москвы, что она не желает иметь дело с бывшим президентом.
Your browser doesn’t support HTML5
Российский эксперт, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев считает обвинения «народников» несостоятельными:
«Что касается вмешательств во внутренние дала, мне кажется, что этот довод по меньшей мере лукавый… Что касается слова «куратор», то Владислав Сурков – помощник президента РФ, в сфере ответственности которого находится развитие отношений между Россией и Южной Осетией. Он совершает свои визиты в Южную Осетию, встречается с представителями общественно-политических кругов… Что касается того, с кем он встречается, а с кем не встречается, то политик, по должности отвечающий за развитие отношений РФ с РЮО, сам решает, что способствует этим отношениям, а что не способствует. Очень многие российские ведомства дают ясные сигналы по поводу того, что предпочли бы не работать с Эдуардом Кокойты во главе РЮО. Опыт восстановления под его руководством оказался крайне негативным. Российские чиновники не хотели бы повторять этот опыт общения с Кокойты. Здесь нет ничего специфического, ничего кураторского, ничего такого, что отличало бы Суркова от всех остальных политиков и чиновников РФ».
По мнению Силаева, «Народная партия» поставила себя в безвыходное положение, сделав ставку на непроходного кандидата. Он говорит, что Кокойты использует «народников» для накала предвыборной обстановки в республике:
«Народная партия» в непростом положении. Она сделала ставку на кандидата, который не может участвовать в выборах. Это знает сам Кокойты, это знает «Народная партия», это знает ЦИК. Единственное, что может сделать сейчас Кокойты, – это наращивать градус предвыборного скандала в Южной Осетии. «Народная партия» стала одним из инструментов этого скандала, и, возможно, этот скандал может поставить крест на политическом будущем этой партии или же создать угрозу. Я объясняю такую эмоциональную риторику «Народной партии» этим».
По словам Силаева, Россия готова работать с законно избранным президентом Южной Осетии, а Кокойты и «народники» призывают к нарушению закона:
«Есть простоя позиция – это закон РЮО. Закон о цензе, норма о цензе были приняты, и уточняющий эту норму был принят еще в те годы, когда президентом был Кокойты. Теперь он приходит и говорит: «Вы знаете, мне этот ценз не нравится, давайте вы сейчас нарушите закон, я так хочу». Вот из этой позиции может ли строиться внятно работающая политическая правовая система? Понятно, что Кокойты – это кандидат, с которым в Москве работать не очень хотели бы. При этом в Москве хорошо понимают две вещи. Первое: работать надо будет с тем президентом, которого изберут граждане Южной Осетии. Во-вторых, в Южной Осетии есть своя правовая база, законы которой должны исполняться. Кокойты и «Народная партия» на старте выборов предлагают властям Южной Осетии нарушить закон, который определяет проведение этих выборов. Могут выборы, которые проходят с нарушением закона, быть легитимными? Не могут».
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев, возглавлявший «Народную партию» до 2009 года, напоминает, что требования ценза оседлости были ужесточены еще в 2011 году при тогдашнем председателе парламентского комитета по законодательству, ныне депутате парламента от «Народной партии» Амиране Дьяконове. Заявление «народников» он называет необъективным:
«Публично господин Сурков нигде не озвучивал никаких рекомендаций по недопущению Кокойты к выборам. Этого нигде нет. Это все домыслы. Нигде нет публичных высказываний, что он давит на руководство Южной Осетии. На встрече с Тибиловым по ГТРК «ИР» Сурков не называл имени Кокойты, поэтому никакого «граничащего с оскорблениями заявления» не было. Непонятно, почему это воспринято сторонниками Кокойты в свой адрес. Я бы хотел посоветовать сторонникам Кокойты вспомнить историю, когда он, будучи президентом, шагу не делал без кураторов. Никакого давления со стороны России на руководство Южной Осетии нет, а «Народная партия» манипулирует нашими гражданами. Вопрос допуска кандидатов в президенты решает не господин Сурков, а ЦИК Южной Осетии. Так что сам Кокойты нагнетает ситуацию, и, в случае недопуска, его сторонники могут пойти на обострение ситуации. Чтобы вернуть избирательный процесс в конституционное русло, Кокойты нужно самому сняться с выборов, а не выдвигаться незаконно, не имея ценза. Но он этого не сделает. Он вернулся в Южную Осетию, и вне зависимости от того, допустят его к выборам или не допустят, он будет влиять на внутреннюю политику Южной Осетии. «Народная партия» рискует перешагнуть красные линии».
В ближайшее время сторонники экс-президента подадут в ЦИК подписи в поддержку Эдуарда Кокойты. Центризбирком в течение 10 дней должен решить, зарегистрировать его кандидатом в президенты или нет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия