Партия «Единство народа» призывает Эдуарда Кокойты добровольно сойти с предвыборной дистанции и прекратить «шантажировать народ Южной Осетии угрозами общественно-политической нестабильности и беспорядков». Сторонники экс-президента, в свою очередь, называют указанное обращение демонстрацией бессилия и обвиняют власти в подготовке провокаций против своего лидера.
Несмотря на многочисленные призывы, в офисе Народной партии, куда я сегодня обратилась за комментариями, продолжается работа. Все три комнаты небольшого импровизированного предвыборного штаба были до предела заполнены людьми. Чтобы пообщаться, члену инициативной группы Коста Коштэ пришлось выйти со мной на улицу. По его мнению, голос партии «Единство народа» стал одним из многих, отговаривающих Кокойты и его сторонников от продолжения борьбы за пост главы государства. Продолжает Коста Коштэ:
«Удивительно, ЦИК, парламент, сейчас эта партия заявляют о том, что Эдуард Кокойты не имеет права баллотироваться. Это и есть истерика. Они видят поддержку народа, они видят, сколько народу собирается, видят, что это не насильно, так как нет никакого административного ресурса, поэтому они чувствуют угрозу тому, что потеряют тепленькие местечки. Я просто не знал, что по приезде в Цхинвал Эдуарду Джабеевичу нужно отмечаться в офисе «Единства народа».
Your browser doesn’t support HTML5
Упорство, с которым экс-президент продолжает идти к цели, несмотря на главное препятствие – ценз оседлости, у многих в Цхинвале вызывает интерес. А армия его сторонников убеждена: «Он преодолеет его так же, как преодолевают другие». Обвинения в попытках ввергнуть республику в хаос и беспорядки сторонники Кокойты переадресовывают местным властям и даже спецслужбам.
«Эдуард Кокойты заявил, что он сделает все для того, чтобы не было беспорядков, чтобы все прошло в законном русле. Но с законного русла выходит действующая власть. Иначе как можно расценить то давление, которое оказывается на избирателей и ЦИКом, и парламентом? У нас есть информация, что спецслужбами готовятся не очень красивые действия, вплоть до каких-то взрывов, чтобы обвинить в этом сторонников Кокойты. И он, и все, кто в инициативной группе, заявляли неоднократно о том, что с нашей стороны никаких силовых или митинговых действий не будет», – говорит Коста Коштэ.
Правда, Коштэ сделал уточнение: если все пойдет по закону, в противном случае, «что будет делать народ, мы не знаем».
В поведении экс-президента югоосетинский эксперт Юрий Вазагов не видит ничего неожиданного, ведь Кокойты возглавлял республику в самый сложный период и прошел закалку. Вазагов уверен в том, что экс-президента поддерживают и определенные политические силы в Москве:
«Я очень сомневаюсь, что у политика, который столько лет возглавлял Южную Осетию, сотрудничал с достаточно широким спектром российских политиков, влиятельных лиц как регионального, так и федерального масштаба, нет никаких связей и никакой поддержки. Сложилась такая парадоксальная ситуация, когда каждая политическая сила в Южной Осетии имеет выходы на определенный политический сегмент российской элиты. Соответственно, апеллирует к этому, обладает поддержкой».
Прокомментировал Вазагов и информацию о возможных провокациях. На его взгляд, ни одна адекватная политическая сила не станет прибегать к подобным методам борьбы за власть:
«В Южной Осетии, даже если пострадают другие люди, исполнители и участники всех этих процессов не останутся безнаказанными. Уверен, что из тех лиц, которые занимаются проблемами Южной Осетии, никто не заинтересован в подобном сценарии. В дестабилизации ситуации могут быть заинтересованы только те силы, которые хотят подорвать позиции России в республике, скомпрометировать российскую политику в целом. Да и саму Южную Осетию тоже».
Между тем в Цхинвале продолжают опасаться худшего сценария проведения президентских выборов. Поэтому все чаще и в экспертной среде, и среди обычных граждан можно услышать о том, что ошибки кризисного 2011 года так и остались неучтены.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия