Генеральная прокуратура Южной Осетии проводит проверку случаев коррупции, о которых ранее заявил спикер парламента Анатолий Бибилов. Президент Леонид Тибилов опроверг слова своего оппонента и поручил правоохранительным органам дать оценку его высказываниям.
Генпрокурор Южной Осетии Урузмаг Джагаев отметил, что в выступлении лидера партии «Единая Осетия» «четко прозвучало, что в республике процветают коррупция, хионизм, взяточничество, и по долгу своей службы, и по закону мы обязаны реагировать на подобного рода сведения».
Напомним, на съезде партии «Единая Осетия» 25 января Анатолий Бибилов, в частности, сказал:
«Несмотря на сладкие обещания тех, кто уже много лет у власти, жизнь простых людей не изменилась – по-прежнему процветают хионизм и коррупция! Бедность, безработица и неустроенность. В республике нет достойного медицинского обслуживания, нет справедливой и независимой судебной системы. Застой и отсутствие развития – вот как можно кратко описать ситуацию. Власть нас убеждает, что в стране наступила стабильность. Но мы видим, что так называемая стабильность наступила только для избранных, тех, кто сидит в восьмиэтажном здании в центре Цхинвала».
Your browser doesn’t support HTML5
Хотя в выступлении спикера не упоминался Леонид Тибилов, президент Южной Осетии расценил его как выпад в свой адрес. Спустя неделю, 31 января, на собрании инициативной группы по выдвижению кандидата в президенты Тибилов ответил оппоненту.
«В конце концов, президенту приписывают так называемый хионизм. Я сделал поручение осветить деятельность президента за пять лет, куда он привел своих родственников. Если кто-то увидит на самом деле, что президент занимается этим хионизмом, то президент готов ответить перед вами. А если нет, то пусть ответят перед правоохранительными органами те, кто делает такие безответственные заявления. Что же, это его выбор, и на него ложится вся полнота ответственности за возможные последствия», – подытожил Леонид Тибилов.
Усомнился в росте коррупции в годы президентства Леонида Тибилова и генпрокурор Южной Осетии:
«Говорить о том, что у нас вопиющая коррупция в республике и идет ограбление народа, – я с этим не согласен. Мы достаточно пристально за этим следим, и такого в республике у нас не наблюдается».
В качестве аргумента Урузмаг Джагаев сослался на отчеты Счетной палаты Российской Федерации, отметившей, что в Южной Осетии не выявлено нецелевого расходования финансовых средств.
Подобные утверждения звучат из уст представителей власти не впервые. Сам Леонид Тибилов часто использует этот аргумент, однако, по словам депутатов, документы не были опубликованы в печати, в парламенте также не видели заключения российских специалистов. Между тем известно, что правительство не рассчиталось с некоторыми российскими строительными организациями, сдавшими в эксплуатацию восстановленные объекты. Подрядчики обращаются к президенту и правительству республики, однако не удостаиваются даже ответа. Отчаявшийся руководитель ООО «СарматСпецСтрой» Армен Бегларян после игнорирования югоосетинскими властями обратился к президенту России и в российские правоохранительные органы. В ответ генпрокурор Джагаев обвинил Бегларяна «в подрыве авторитета республики и президента Южной Осетии».
Экс-президент Торгово-промышленной палаты Южной Осетии Роин Козаев считает, что громкими заявлениями генпрокурор пытается сместить акценты:
«Прокуратура обязана реагировать на любые заявления. Урузмаг Джагаев – профессионал в своем деле, и ему виднее, как ему вести себя в подобных ситуациях. Но просто смешно, когда человека хотят привлечь за то, что он говорит о коррупции. Это странно, что во всех странах мира коррупция есть, а в Южной Осетии ее нет! И как оправдается руководство, как докажет свою неприверженность коррупции? Почему не ответят, почему не выплачивают деньги строителям, которые выполняют заказы того же руководства? А разве неисполнение судебных решений - это не коррупция? Куда коррумпированней еще? Да и слова генпрокурора, мною очень уважаемого, есть подтверждение коррумпированности. Он говорит о том, что у нас нет вопиющей коррупции, он подразумевает, что у нас есть коррупция, но она не очень сильная. Так что не знаю, в чем можно обвинить Бибилова. А все подобные игры власти чреваты непредсказуемыми последствиями. Надо быть очень острожными с кандидатами, будь то Бибилов, Кокоев или Гаглоев. Время выборов – не лучший момент для драки».
Что касается случаев хионизма (от осетинского слова «хион» – «свой», «родной», непотизм), то в Цхинвале без труда перечислят родственников президента, занявших высокие должности с приходом Леонида Тибилова к власти. Например, главой паспортного стола МВД Южной Осетии был назначен Мурад Тибилов, специально приглашенный в Цхинвал из Северной Осетии. Госкомитет по информации и печати доверили молодому юристу Алану Тибилову, Управление государственной статистики возглавляет Инал Тибилов. Отозвав посла в Венесуэле и Никарагуа Наримана Козаева, президент направил в эти латиноамериканские страны Даниэля Тибилова, однако в прошлом году вновь сменил его на предшественника – Наримана Козаева. Личную охрану главы государства возглавляет его зять Валерий Бикоев, дочь президента Марина Тибилова трудится на посту первого заместителя министра финансов республики. Госсоветник главы государства, экс-глава МИДа Давид Санакоев и консул Южной Осетии во Владикавказе Морис Санакоев – близкие родственники первой леди Южной Осетии Венеры Санакоевой. Кроме того, по неофициальной информации, лакомые подряды в строительной сфере достались бизнесменам, финансировавшим предвыборную кампанию Тибилова в 2012 году.
Спикер парламента Анатолий Бибилов говорит, что готов подтвердить свои слова о коррупции в республике:
«Никогда не было так, чтобы я за свои действия и слова не нес ответственность. Я сам перед собой уже несу ответственность за те слова, которые я сказал. И то, что я сказал, – это правда. Есть хионизм, есть коррупция, есть Генпрокуратура, у которой есть необходимые данные, составляющие коррупционную составляющую. Мы, конечно, будем представлять не только в прокуратуру, но и на всеобщее обозрение, чтобы люди понимали, о чем говорят Анатолий Бибилов и партия «Единая Осетия». Если уж такие указания прокуратуре даются, то это говорит о том, что пытаются спрятать хвосты. Спрятать ничего не удастся. У нас все есть. Что касается ссылки на акты Счетной палаты России, то чиновникам, ссылающимся на Счетную палату, надо внимательнее прочитать этот документ, они увидят полную картину. Поэтому голословных заявлений мы не делаем. В ближайшее время мы будет выставлять документы, которые прямо и косвенно свидетельствуют о коррупционной составляющей многих действий правительства».
По словам спикера парламента, он намерен обнародовать доказательства – передать их Генпрокуратуре и предоставить журналистам:
«К нам никто не обращался. Но мы не ждем, пока к нам обратится Генпрокуратура. Постепенно мы им представим такие доказательства. Документ пошел в прокуратуру, и одновременно документ пошел в СМИ – наши действия будут такими. А генпрокурору я бы посоветовал, чтобы он просмотрел уголовные дела, открытые раньше, и ответил на вопрос, почему по этим материалам нет завершенных дел по составу преступления. Даже тот факт, что уголовные дела пылятся на полках по нескольку лет, уже говорит об определенной коррупционной составляющей. В России сажают крупных чиновников, а у нас, оказывается, все чисто».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия