Уравнение с двумя протоиереями

«Дело о цианиде» запустило центробежные силы внутри патриархии: Грузинская церковь демонстрирует явный внутренний раскол

Продолжение церковного скандала в Грузии. Обвиняемый в покушении на убийство протоиерей Георгий Мамаладзе заявил о намерении дать исчерпывающие показания, которые, по словам его адвокатов, могут полностью развернуть вектор расследования. Между тем градус противостояния в самой церкви достиг небывалой отметки.

Анализ ДНК, голосовая и каллиграфическая экспертиза – следователи всерьез взялись за протоиерея Георгия Мамаладзе. Сегодня представители прокуратуры посетили находящегося в предварительном заключении священнослужителя, который заявил о намерении нарушить «обет молчания». Как заявил адвокат задержанного Михаил Рамишвили, сторона защиты надеется, что показания отца Георгия расставят все точки над «i»:

«Проводятся следственные действия. На основе экспертизы аудиозаписей будет установлено, является ли отец Георгий тем человеком, чей голос слышен на записи. Предполагаю, что сегодня допрос не завершится, потому что отец Георгий собирается говорить очень много. На аудиозаписи есть разговоры со многими людьми, в том числе и с паствой. О цианиде я ничего не слышал, как и о высокопоставленных священнослужителях. Возможно, есть и другие записи. Что касается оружия, которое обнаружили у него (Георгия Мамаладзе) дома, в своих показаниях отец Георгий точно скажет, по чьей просьбе хранил у себя это оружие».

Your browser doesn’t support HTML5

Уравнение с двумя протоиереями

При этом ведущий дело прокурор Арчил Ткешелашвили подтвердил, что в список допрашиваемых следственным ведомством лиц внесена секретарь-референт патриарха Шорена Тетруашвили, которую сторонники задержанного отца Георгия Мамаладзе считают организатором коррупционных схем в патриархии.

Скандал, впрочем, уже не ограничивается только фактором Георгия Мамаладзе. Так называемое дело о цианиде запустило центробежные силы внутри патриархии. Грузинская церковь демонстрирует явный внутренний раскол. Пока Илия Второй хранит молчание, высокопоставленные представители ГПЦ обвиняют друг друга во лжи.

Громкая отставка секретаря Патриарха, еще одного протоиерея Михаила Ботковели обозначила высокий градус напряженности внутри церковного сообщества. При этом в патриархии все еще надеются на то, что Ботковели пересмотрит свое решение. Личного секретаря Илии Второго попросили вернуться. Об этом заявил председатель наблюдательного совета Университета патриархии Георгий Андриадзе, добавив, что заявление об уходе «было эмоциональным»:

«Позиция Патриарха по этому вопросу мне неизвестна, но лично я считаю, что Михаил Ботковели является верным соратником Патриарха и будет стоять рядом с ним».

Решение об отставке отца Михаила является прерогативой того человека, который его назначал, отмечают в патриархии, а именно – предстоятеля Грузинской православной церкви, следовательно, до того, пока Илия Второй не озвучит свое решение, Ботковели остается на посту секретаря. Сам Михаил Ботковели заявил, что возвращаться не намерен:

«Я не ребенок, чтобы делать эмоциональные заявления. Андриадзе или кто-то еще могут высказывать свое мнение. Но я принял решение. У меня не осталось ни желания, ни настроения находиться там».

Заявивший накануне об уходе на волне словесного противостояния с начальником личной охраны Патриарха Сосо Оханашвили, который также является зятем племянника Илии Второго, митрополита Батумского Димитрия, Михаил Ботковели назвал своего визави подлецом и опроверг информацию о том, что помимо словесного было и физическое противостояние с Оханашвили:

«Если эту информацию распространяет Сосо Оханашвили, то еще раз повторюсь: он подлец и способен на все».

Оханашвили, назвавший Ботковели лжецом, со своей стороны, обещал в ближайшем будущем рассказать обо всем, что происходит в патриархии в последнее время.

То, что скандал перестал быть внутренним делом церкви, уже ни у кого не вызывает сомнений. Противостояние между священнослужителями достигло пика после задержания в тбилисском аэропорту протоиерея Георгия Мамаладзе, которого обвинили в подготовке покушения на убийство высокопоставленного лица из окружения Патриарха. Причем, противоречивые заявления прокуратуры и громкие высказывания политиков послужили формированию в обществе уверенности, что целью был сам Илия Второй.

Наблюдатели уверены: нынешнее противостояние внутри церкви подогревается вовлеченностью в следственные и околоследственные процессы высокопоставленных правительственных чиновников. Визиты в патриархию высшего руководства страны, а также негласного лидера правящей «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили ставят под сомнение принцип отделения церкви от государства. И уже практически не вызывает сомнений: борьба за патриарший престол перешла в активную фазу и государство не намерено оставаться в стороне.