История создания архитектурного облика Сухума началась чуть больше века назад. На рубеже XIX-XX веков здесь было выстроено много прекрасных зданий, включенных сегодня в реестр памятников архитектурного наследия Абхазии. Среди них, в частности, вилла купца Христофора Самуриди, в которой сегодня расположился Абхазский институт гуманитарных исследований.
В 1912 году в Сухуме на углу Торговой и Кондукторской улиц (ныне улицы Айдгылара и Басария) была построена большая двухэтажная вилла. Это здание возвел для себя купец, табачный промышленник и председатель Сухумского эллинского общества Христофор Самуриди.
Проект нового дома был создан известным в то время в Сухуме архитектором – Альфредом Баммэ, чьим излюбленным стилем был модерн. Творческая продуктивность Баммэ породила много изящных строений, украшающих город до сих пор: например, здание Азово-Донского банка, где сейчас находится Центральный выставочный зал, и гостиница «Ориенталь».
Your browser doesn’t support HTML5
Архитектор изящно украсил фасад виллы вытянутыми полукруглыми окошками, сложно-резной деревянной дверью главного входа и балконом, над которым на колоннах возвышается купол со шпилем. Внутри угловое здание было не хуже, чем снаружи: для декора стен и потолка использовались лепнина и росписи, которые создал художник-декоратор Пишт, а пол выложили серо-черным мрамором.
Помимо этого к вилле относился и небольшой участок земли. Он, скрытый от города высоким ограждением с вазонами, был, скорее всего, отведен под сад, где хозяева могли отдыхать теплыми сухумскими вечерами.
Но владельцем виллы Христофор Самуриди оставался недолго, всего три года. И в 1915 году ее купил богатый промышленник, владелец винного заведения и консервного завода князь Давид (Джото) Чачба-Шервашидзе.
С приходом советской власти в Абхазию виллу муниципализировали. С 1920-х годов в этом здании располагался Центральный исполнительный комитет Абхазской ССР и на втором этаже был кабинет его председателя – Нестора Лакоба. Позже здесь расположился Совет министров, а в конце 1980-х годов свое место на бывшей вилле Самуриди получили союзы писателей, композиторов и другие творческие и общественные объединения.
О том, что произошло со зданием виллы дальше, рассказывает Василий Авидзба, который около 20 лет занимал пост директора Абхазского института гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа: «После войны это здание было в более или менее приличном состоянии, провели мелкий ремонт и разместили здесь президентскую администрацию. Естественно, президент тоже находился здесь – его рабочий кабинет был на втором этаже. Затем, когда отремонтировали здание на берегу, администрация перешла туда, а институту оставили это здание. Сюда институт перешел работать осенью 1994 года. Связано это было с тем, что во время войны он был сожжен дотла со всеми материалами, которые там находились. Я имею в виду научную продукцию, библиотеку, архив. Потом некоторое время институт располагался в разных зданиях, но в конце концов это здание было, так сказать, закреплено за нашим институтом».
Поначалу предполагалось, что вилла Самуриди станет временным прибежищем для научного учреждения, но судьба распорядилась иначе. Сотрудники института так до сих пор и создают свои труды в этом здании, почти не замечая былой купеческой роскоши: растрескавшихся мраморных полов, рассыпающейся ажурной лепнины и выгоревших цветочных росписей.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия