Сотрудники сухумской Госавтоинспекции 4 марта задержали двоих нарушителей правил дорожного движения. Патрульные доставили их в Управление внутренних дел и поместили в изолятор временного содержания. Сразу после этого у здания УВД собрались люди, которые потребовали освободить задержанных. Один из них открыл стрельбу. Первый комментарий по этому инциденту дал заместитель генерального прокурора Эшсоу Какалия, с его оценкой не согласился начальник УВД по г. Сухуму Рустам Мархолия. И вот сегодня действия начальника УВД прокомментировала Генпрокуратура Абхазии.
Скандальный инцидент, взволновавший жителей Сухума поздним субботним вечером 4 марта, разворачивался постепенно. Патруль ГАИ задержал двух молодых людей – Дмитрия Корсантия и Беслана Багателия, которые во время рейда затеяли ссору с сотрудниками милиции, нецензурно выражались и не подчинялись их требованиям. Оба были в нетрезвом состоянии. Их доставили в УВД по г. Сухуму и водворили в изолятор временного содержания, составив материал о мелком хулиганстве.
Примерно через полтора часа, около 23.00, у стен УВД собралась группа людей численностью около 50 человек, среди которых были друзья и родственники задержанных. Они требовали немедленно их освободить, угрожали сотрудникам милиции. Начальник УВД Рустам Мархолия вместе с сотрудниками вывел из толпы одного из зачинщиков – Лашу Сабекия, который также был нетрезв. Его водворили в изолятор к друзьям, которых он пришел вызволять. Еще один участник разборки с сотрудниками милиции Алхас Хварцкия продолжал настаивать на немедленном освобождении задержанных, когда ему объяснили, что это невозможно, он вытащил пистолет и начал палить в потолок коридора УВД.
Your browser doesn’t support HTML5
Приехал министр внутренних дел Аслан Кобахия, людей успокоили, и они разошлись по домам.
5 марта Сухумский городской суд признал виновными в совершении административного правонарушения по части 1, статьи 173 («Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения требования работника милиции») Дмитрия Корсантия и Лашу Сабекия. Молодые люди понесли минимальное возможное наказание за устроенный дебош, заплатив штраф в размере 30 МРОТ (минимальный размер оплаты труда), т.е. 1800 рублей. Суд не усмотрел в их действиях злостного неповиновения и выраженного в циничной форме неуважения к представителям власти, а это часть 2-я данной статьи, которая предполагает более серьезное наказание в размере 50 МРОТ или до 30 суток ареста. Беслана Багателия вообще не признали виновным.
Четыре дня никакой официальной реакции на событие не было. 7 марта заместитель генерального прокурора Эшсоу Какалия сообщил, что по поводу нападения на УВД в прокуратуру поступил рапорт, составленный не по форме, на основании которого невозможно было понять, что происходило вечером 4 марта в УВД. Два дня прокуратура не могла добиться от УВД полной информации об инциденте.
Слова заместителя генерального прокурора прокомментировал начальник сухумского УВД Рустам Мархолия, который считает, что Эшсоу Какалия исказил информацию:
«Рапорт составляется в произвольной форме. Суть из него можно понять. Возможно, сотрудник, который его писал, сделал это не столь грамотно, но в этом рапорте было доложено о том, что произошло и кто были эти люди. А я в свою очередь в устной форме им все рассказал при встрече».
И вот вчера вечером Генеральная прокуратура сделала заявление, в котором указывает начальнику УВД по городу Сухуму Рустаму Мархолия, что ему следует ознакомиться с требованиями инструкции «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Республики Абхазия заявлений, сообщений и иной информации».
Исследуемое событие имело место 4 марта 2017 года в здании УВД по городу Сухуму, однако единственный рапорт сотрудника милиции о произошедшем без регистрации, в нарушение установленной формы его передачи, поступил в прокуратуру города Сухума лишь вечером 6 марта 2017 года после оперативного совещания в Генеральной прокуратуре, на котором были даны прямые указания о регистрации происшествия и предоставлении соответствующего материала.
Прокуратура сообщает, что данное происшествие было зарегистрировано в книге учета сообщений о преступлениях УВД по городу Сухуму лишь 7 марта 2017 года, т. е. спустя трое суток после происшествия.
Прокуратура ставит на вид начальнику УВД тот факт, что в суточных сводках за 3, 4 и 5 марта 2017 года о данном происшествии сообщений нет. Прокуратура возлагает персональную ответственность за сложившуюся ситуацию на начальника УВД по городу Сухуму Рустама Мархолия.
Только 9 марта Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Алхаса Хварцкия, открывшего стрельбу в здании УВД. Ему вменяются две статьи: часть 1, ст. 217 («Незаконное хранение и ношение оружия») и часть 1, ст. 320 («Применение насилия, неопасного для здоровья, в отношении представителя власти, исполняющего свои должностные обязанности).
По результатам расследования действиям должностных лиц МВД Республики Абхазия будет дана соответствующая правовая оценка, обещает Генеральная прокуратура.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия