В Северной Осетии пристально следят за предвыборным противостоянием в Южной Осетии. Власти республики хранят молчание, а представители отдельных политических сил так же расколоты, как и в Цхинвале.
Во Владикавказе открыты два предвыборных штаба президента Леонида Тибилова и один – спикера парламента Анатолия Бибилова. Однако они не торопятся проводить публичные мероприятия, почти не общаются с журналистами.
Пожалуй, самыми активными в Северной Осетии являются сторонники экс-президента Эдуарда Кокойты, которые часто выступают с заявлениями, распространяют в социальных сетях различные видео. Они считают решения ЦИКа и Верховного суда политически мотивированными и пытаются работать с избирателями на альтернативных информационных площадках.
Экс-депутат парламента Северной Осетии, лидер ветеранской организации Валерий Гизоев считает, что МВД и КГБ Южной Осетии «сфальсифицировали документы об отсутствии ценза оседлости у Кокойты», чтобы не допустить экс-президента к выборам:
Your browser doesn’t support HTML5
«Откуда вообще взято, что МВД должно реализовывать закон о цензе? Откуда так получилось, что закон приобрел обратную силу после постановления парламента РЮО от 30 июля. Закон обратной силы не имеет. Без подзаконного акта, без указания механизма, как этот ценз считать и реализовать эту норму. Считаю это юридически неверным. Они допустили казус. Считаю и убежден, что конституционные права граждан РЮО нарушены грубейшим путем, и с этой позиции меня трудно сместить. Когда команда Кокойты обратила внимание на эти факты в суде, то председатель Верховного суда была неприятно удивлена, когда такие документы ей положили на стол юристы. Имеет место быть банальный волюнтаризм власти. Я также не согласен с установками, которыми пытаются пугать народ, что Кокойты дестабилизирует ситуацию и провоцирует беспорядки. Я своими глазами видел в Цхинвале, сколько людей поддерживает Кокойты. Одно то, что столько людей пришли поддержать Кокойты и выражают протест против решений ЦИКа и Верховного суда, уже является ярким выражением их гражданской ответственности. Никто из сторонников Кокойты не нарушал закон, все разговоры об этом – грубейшая ложь. И в провокации тоже не дадут себя втянуть. Власть пытается переложить ответственность на собственных граждан, перешедших на сторону Кокойты».
Общественный деятель Тамерлан Цомаев не согласен с таким мнением. Он считает, что политического будущего у экс-президента нет:
«Несмотря на все потуги Кокойты, сегодня ему там, в Южной Осетии, уже делать нечего по одной простой причине: как бы я к нему хорошо не относился, это человек прошлой эпохи. Кокойты – человек войны, человек борьбы, он свою задачу выполнил с лихвой. На созидание у него духу не хватило, или выработался. Сегодня Леониду Тибилову надо дать время, пусть он позанимается дальше, чтобы он поработал, занялся восстановлением. Поэтому я солидарен и с ЦИКом Южной Осетии, и с Верховный судом, включая товарищей, которые сегодня поддерживают кандидатуру Леонида Тибилова».
Ветеран боевых действий в Южной Осетии и Абхазии Владислав Козаев говорит, что на президентских выборах выиграет действующий президент Леонид Тибилов, потому как «его поддерживает Москва»:
«Противостояние Кокойты с Тибиловым, я думаю, это противозаконно. Есть закон, есть Конституция, и надо их соблюдать. Я не говорю, что Кокойты хороший или плохой, дело не в этом, но Конституцию надо соблюдать всем. При этом я знаю, что никакого дестабилизирующего фактора нет, потому что за ситуацией смотрит большой брат – Москва, и она не допустит дестабилизации. Москва охраняет Абхазию и Южную Осетию, занимается экономикой. И дело не в том, что Тибилов фаворит или не фаворит предвыборной кампании. Тибилов будет президентом. Так хочет Москва».
При этом Козаев не смог ответить на вопрос, если исход выборов предрешен, зачем проводить голосование на выборах президента 9 апреля.
Главный редактор газеты «Свободный взгляд» Бадри Газзати сомневается в безоговорочной поддержке большинством кандидатуры действующего президента Леонида Тибилова:
«Тот сценарий, который был задействован нынешним руководством и Леонидом Тибиловым, скорее всего, потерпел крах, и ситуация идет совсем по-другому варианту. Исход выборов, на мой взгляд, решается в Москве, где столкнулись интересы разных военно-политических сил, и поэтому такая нестабильная ситуация сложилась. Комичная ситуация, когда Кокойты сейчас выступает в роли оппозиционера, правозащитника и демократа, в отличие от 2011 года, когда им был использован административный ресурс и выборы превратили в фарс... Сейчас то же самое делают его оппоненты и команда Тибилова. Ситуация показывает, что сторонников Эдуарда Кокойты много, и многие из них – его бывшие оппоненты, которые сейчас хотят сместить Тибилова. Интрига в том, как себя поведут московские кланы. Понятно, что Кокойты заручился поддержкой определенного круга влияния, интересно, как они все себя поведут. Народ успокоится, если с Кокойты договорятся, чтобы он не мутил воду, потому что вывести людей на улицу может только Кокойты. Если Кокойты пойдет на революционные действия, как в 2011 году поступила Алла Джиоева, то Тибилов может просто уйти – его рейтинг упал, ситуацией он не управляет, и если там что–то разгорится, то он предпочтет устраниться, уйти, нежели бороться».
Руководитель Центра независимых экспертиз по правам человека Марат Газданов отмечает, что политикам в Южной Осетии следует отказаться от взаимных обвинений. По его словам, в век информационных технологий легко манипулировать настроениями людей, и уличные акции могут перерасти в беспорядки:
«Южная Осетия для нас, для меня лично, для осетин – аланских потомков – играет важное геополитическое и исторически уникальное значение. Мы обрели государство, и это заслуга югоосетинского народа, и бывшего президента, и нынешнего президента, и это благодаря России. Сегодняшние события определяют наше будущее, и надо избегать противостояния, что может закончиться плачевно. Политики должны ответственно подходить к обстановке. Политики не должны вводить народ в нездоровую ситуацию».
По мнению моих собеседников, отказ Леонида Тибилова от диалога с Кокойты только усилит напряженность в обществе.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия