Югоосетинский президент Леонид Тибилов продолжает встречи в Москве. После того, как его принял Владимир Путин, пожелав удачи на выборах, канал «Россия 24» показал в эфире развернутое 17-минутное интервью с югоосетинским лидером. Российские эксперты считают, что таким образом Тибилов практически был представлен как фаворит Кремля на предстоящих выборах президента Южной Осетии.
После встречи с Владимиром Путиным Леониду Тибилову предоставляют 17-минутный, по сути, рекламный эфир на государственном канале «Россия 24», в ходе которого журналист не задает ему ни одного неудобного вопроса, а на прощание даже желает победы на выборах. Знакомые телевизионщики уверяют: на госканале подобные вольности исключены, это пожелание согласованное, и его следует понимать как демонстрацию поддержки Кремля.
В начале эфира журналист указала, что за пять лет правления Тибилова это была восьмая встреча с российским президентом – он встречался с Путиным чаще любого другого главы государства. Напрашивается вопрос: почему? Какая в этом была необходимость? Чем можно объяснить такое внимание к лидеру маленькой республики? С этими вопросом я обратился к руководителю Центра политической информации Алексею Мухину:
Your browser doesn’t support HTML5
«Дело в том, что для России Южная Осетия – это особый регион в стратегическом плане. Обратите внимание, что недавно Путин принял решение о том, что югоосетинские военнослужащие будут проходить службу в рядах ВС России на контрактной основе. По сути, речь идет об объединении военной инфраструктуры. Это действительно важный элемент, который говорит о стратегическом сближении государств. Именно поэтому столь частые встречи, т.к. в ходе них обсуждаются не только финансовые вопросы, но и вопросы стратегического взаимодействия».
Речь идет о соглашении в военной сфере, которое, как сообщил Леонид Тибилов во время своего эфира, практически готово к подписанию, и в Южной Осетии ждут лишь отмашки из Москвы. Югоосетинский президент приоткрыл завесу, как это будет выглядеть с организационной точки зрения:
«Отдельные югоосетинские подразделения войдут в состав Вооруженных сил Российской Федерации. Здесь речь идет о том, что отдельные югоосетинские военнослужащие будут приниматься на российскую военную службу по тем правилам, которые существуют в Вооруженных силах Российской Федерации».
В этом комментарии нет ответа на главный вопрос, который вызвал массу споров и даже протестов в республике. Военные хотели, чтобы при переводе в российскую армию им сохранили выслугу лет и воинские звания. Встречное предложение российской стороны – кратковременные контракты без учета выслуги. Между тем в самой республике о содержании этого документа мало что известно. Алексей Мухин говорит, что проект документа в руках не держал, но о нем наслышан:
«По моим впечатлениям, Леониду Тибилову пришлось уступить в обмен на серьезную стратегическую поддержку со стороны президента Путина. Т.е., по сути, югоосетинским военным придется переходить на службу в российскую армию на наших условиях.
– Но я слышал про компромисс, что те военнослужащие, которым в российской армии не смогут сохранить звания, останутся дослуживать до пенсии в югоосетинских вооруженных силах.
– Совершенно верно.
– Вы говорите про безусловную поддержку Тибилова. По-вашему, Кремль окончательно определился с фаворитом?
– Да
– Но раньше их было двое: Леонид Тибилов и Анатолий Бибилов. Теперь остался только один?
– Да.
– Почему?
– Ради стабильности. Вы же понимаете, что если на Кавказе два человека встречаются в схватке – мира не будет. В конце должен остаться только один, как в известном фильме.
– Боливар двоих не выдержит?
– Российский бюджет двоих не вынесет – это совершенно точно, судя по масштабам тамошних злоупотреблений».
У российского политолога Модеста Колерова другое объяснение частых встреч Леонида Тибилова и Владимира Путина. Очевидно, говорит политолог, что они связаны с обеспокоенностью Кремля положением дел в Южной Осетии:
«Последняя встреча прошла несмотря на предвыборный фон, т.е. эта встреча создала возможность упрекнуть Тибилова в нарушении какой-то философии чистых выборов, в нарушении философии конкурентоспособности. Тот факт, что Кремль все же пошел на это, говорит о том, что он действительно обеспокоен тем, что слабая власть за годы своего существования так и не смогла выработать механизм преемственности власти и стабильности.
– Т.е. эта встреча произошла не потому, что Леонид Тибилов – фаворит Кремля на этих выборах?
– Можно сколько угодно пытаться спрятать голову в песок, но эта встреча показывает фаворита. И более всего от этой встречи должны быть в трауре сторонники Анатолия Бибилова и он сам. Его многолетние амбиции известны, они, надо прямо сказать, дорогого стоили в политическом смысле для Москвы, и в результате такой демонстративный выбор не в его пользу».
Что ж, похоже, ошибались те, кто уверял, что Москва после фиаско 2011 года не будет делать однозначных ставок, не будет демонстрировать явных предпочтений, оставаясь над схваткой. Москва, судя по всему, не меняется, посмотрим, изменился ли югоосетинский избиратель. В 2011 году на него не произвела впечатления демонстративная поддержка Кремля одного из кандидатов (тогда им был Анатолий Бибилов), скоро узнаем, сработает ли она сейчас.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия