Сегодня коллегия Верховного суда Абхазии рассмотрела кассационную жалобу адвокатов двух осужденных за умышленное убийство россиянки Екатерины Косовой. Кассационные жалобы оставлены без удовлетворения, а приговор – в силе.
Екатерина Косова, гражданка России, приехала в Сухум для написания книги об Абхазии по договору с издательством. 28 апреля 2013 года вечером к ней в гости пришли знакомые – Астамур Адлейба, Тенгиз Ес-оглы и Хаджарат Джопуа. В результате возникшей ссоры Адлейба и Ес-оглы зверски убили молодую тридцатилетнюю женщину, ее сначала били скалкой, а потом перерезали ножом горло. Обнаружил женщину ее супруг, который неделю спустя приехал в Абхазию на розыски своей жены, которая не отвечала на звонки.
Отец Екатерины Косовой Владимир Чикин был признан потерпевшим в данном уголовном деле. Он живет в Абхазии уже три года и добивается наказания виновных.
Your browser doesn’t support HTML5
Приговором Верховного суда Республики Абхазия под председательством судьи Темура Тарба от 6 декабря 2016 года Адлейба и Ес-оглы были признаны виновными в убийстве Екатерины Косовой и краже ее имущества, оба приговорены к 12 годам лишения свободы. Третий участник инцидента Хаджарат Джопуа был оправдан в убийстве и осужден за укрывательство особо тяжкого преступления и участие в групповой краже. Он был приговорен к шести годам лишения свободы и выпущен на свободу в зале суда, так как сроки заключения под стражу в Абхазии исчисляются из расчета 1:2.
Адвокаты Ес-оглы и Адлейба не согласились с решением суда и подали кассационные жалобы, в которых просят отменить обвинительный приговор и оправдать осужденных.
Адвокат Адлейба Артур Айба в кассационной жалобе указывает на то, что суд в основу обвинения положил показания Джопуа, данные им в ходе судебного рассмотрения, но не учел того факта, что Джопуа свои показания несколько раз менял. Отпечаток руки на ноже, которым была убита Екатерина Косова, принадлежащий Адлейба, по мнению адвоката, не может служить доказательством его вины, так как перед экспертом-криминалистом не был поставлен вопрос о давности происхождения этого отпечатка. Айба утверждает, что суд не установил точно местонахождение Адлейба на момент убийства, так как в деле есть показания свидетеля – приятеля Адлейба, свидетельствующие о том, что вечером в день убийства он находился у него дома и помогал устанавливать ванну.
Адвокат Ес-оглы Саид Квициния в своей кассационной жалобе утверждает, что обвинительный приговор суда построен на догадках и предположениях. А доказательство вины его подзащитного основано только на показаниях подсудимого Джопуа. Адвокат утверждает, что отпечатков пальцев Ес-оглы нет ни на ноже, которым Косову убили, ни на скалке, которой ее избивали. Он также обратил внимание суда на показания свидетелей со стороны его подзащитного, согласно которым в день убийства Ес-оглы в Сухуме не было, так как он находился в Очамчирском районе.
Прокурор Даур Амичба заявил, что доводы защиты необоснованны по следующим обстоятельствам: «Вина Адлейба и Ес-оглы в инкриминируемых им деяниях доказана как материалами уголовного дела, исследованными в суде, так и иными доказательствами. Доводы защиты в противоречии признательных показаний Джопуа несостоятельны ввиду того, что на предварительном следствии последний оговорил себя, дав признательные показания в совершении убийства Косовой под угрозой расправы над его семьей со стороны Адлейба и Ес-оглы. Кроме того, Адлейба, чтобы избежать уголовной ответственности, в ходе следствия создал себе искусственное алиби после того, как на предварительном следствии при даче развернутых показаний не упомянул о наличии свидетеля Харчилава, в доме которого он устанавливал сантехнику. Также осужденный Ес-оглы при наличии достоверных показаний его супруги Малышевой в ходе предварительного следствия, согласно которым в ночь на 27-28 апреля 2013 года он не пришел домой, а где он находился и чем занимался, она не знает, создал алиби о нахождении якобы в указанный период в Очамчирском районе. Версия эта была озвучена только на судебном заседании в ходе допроса подсудимого Ес-оглы. Ни в ходе проверки показаний на месте, ни в ходе очных ставок Ес-оглы в присутствии защитника таких сведений нам не сообщал. Кроме того, свидетели, которые были опрошены здесь, досконально помнят события трехлетней давности и при этом не могли вспомнить дни рождения своих детей».
Обвиняемый Астамур Адлейба завил суду следующее: «Когда поменял показания человек (Джопуа), я, естественно, начал понимать серьезность всей ситуации и начал узнавать. Он сидел с Языджаном, который имеет пожизненное заключение. Любой человек, который имеет пожизненное заключение, надеется на милость. Этот человек дал мне понять, что Джопуа ему говорил, что его должны отпустить, но для этого он должен дать на нас показания. То, что только 16 сентября прокурор был там, он врет. Он был там до этого. С тех пор, как туда перевели Джопуа, эта тема уже была. Я знал, что Джопуа собирается менять показания, оговорит нас и это даст ему шанс выйти на свободу».
Обвиняемый Тенгиз Ес-оглы от последнего слова отказался.
Владимир Чикин отстаивает свои интересы сам, так как у него нет средств на оплату услуг адвоката. За три года он до мельчайших подробностей изучил и само уголовное дело, и все протоколы судебных заседаний. Сегодня он детально ответил на все доводы адвокатов обвиняемых, содержащихся в кассационных жалобах. Он заявил, что, несмотря на его желание наказать каждого виновного в убийстве его дочери, показания Джопуа, данные под угрозой Адлейба и Ес-оглы, у него всегда вызывали недоверие. По его мнению, они совершенно не вписывались в картину произошедшего. И в ходе следствия Джопуа неверно описывал обстоятельства убийства, о которых сообщили следствию Адлейба и Ес-оглы, что свидетельствует о том, что он не принимал участия в убийстве его дочери. По просьбе Адлейба и Ес-оглы он участвовал в сокрытии следов преступления.
Владимир Чикин детально проанализировал все телефонные звонки и смс-сообщения обвиняемых, их контакты с его дочерью и между собой. Он поддержал государственного обвинителя, который считает показания свидетелей Адлейба и Ес-оглы не достоверными, и просил суд оставить приговор в силе.
Судебная коллегия Верховного суда под председательством судьи Романа Кварчия с участием судей Ады Касландзия и Майи Квициния оставила кассационные жалобы адвокатов без удовлетворения, а приговор – без изменения. Обвинительный приговор Астамуру Адлейба и Тенгизу Ес-оглы с сегодняшнего дня вступает в силу.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия