Президент Южной Осетии Леонид Тибилов провел выходные, встречаясь с избирателями в Северной Осетии. Поддержать югоосетинского лидера приехал и глава республики Вячеслав Битаров.
Предвыборное мероприятие президента Южной Осетии во Владикавказе потребовало от руководства города мобилизации правоохранительных структур, принявших серьезные меры для обеспечения безопасности высокого гостя. Для общения с избирателями Леониду Тибилову предоставили зал Дворца металлургов, рассчитанный на 800 мест. Задолго до приезда президента здание оцепили полицейские, патрульные службы регулировали движение на оживленной автотрассе, в парковой зоне стояли военные в бронированном «Урале». Пришедшие послушать югоосетинского президента проходили через металлоискатели, показать сумочку на входе было обязательным требованием для всех, в том числе журналистов.
Встреча началась с получасовым опозданием. Поддержать Леонида Тибилова пришел первый президент Южной Осетии Людвиг Чибиров. В Северную Осетию с президентом приехала внушительная свита. Первые три ряда в зале были заняты чиновниками из администрации президента и членами правительства Южной Осетии.
Your browser doesn’t support HTML5
Сначала собравшимся показали агитационный фильм о многочисленных достижениях югоосетинского президента за последние пять лет. С экрана в восторженных тонах рассказывалось о решительных действиях Леонида Тибилова, которому досталось «тяжелое наследство от предыдущей власти». Авторы фильма не преминули напомнить об особых отношениях югоосетинского лидера с президентом России, заявив, что с Владимиром Путиным у Тибилова «было свыше десяти встреч» (на самом деле – восемь). Тут были восстановленные улицы, школы, дороги, больницы, жилье. Подчеркивалось, что именно «с именем Леонида Тибилова связан еще один важный шаг – возвращение Южной Осетии исторического названия – Алания». Закадровый голос напомнил, что, «благодаря личным качествам Тибилова, отношения между Южной Осетией и Северной сейчас намного теплее, чем когда-либо прежде».
На такой оптимистической ноте известный осетинский историк Руслан Бзаров пригласил на сцену глав Северной и Южной Осетии – Вячеслава Битарова и Леонида Тибилова. Зал аплодировал стоя.
Глава Северной Осетии выразил надежду, что избиратели окажут доверие Тибилову, чтобы тот продолжил курс на возрождение. Затем Вячеслав Битаров покинул мероприятие. Бзаров пояснил: республиканское руководство готовится к памятным мероприятиям 25 марта – годовщине смерти экс-главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова.
Тибилов обратился к собравшимся на осетинском языке. Он пояснил, что посвятит выступление трем аспектам: достигнутым результатам, предвыборной программе и оценке общественно-политической ситуации в республике.
В затянувшемся монологе президент неоднократно обращался к тяжелому наследству, «мрачной картине», существовавшей в республике до 2012 года.
«В 2011 году наше общество оказалось на грани гражданского противостояния, наш политически грамотный народ вышел из той тяжелой ситуации – в 2012 году были проведены выборы и с тех пор президент страны работает, чтобы в обществе у нас было спокойно и стабильно. Без спокойствия ничего нельзя планировать», – заявил Леонид Тибилов.
В случае своего избрания он пообещал следующие пять лет «стабильности и консолидации». При этом Тибилов тут же обрушился на главную, по его мнению, угрозу этой самой стабильности – экс-президента Эдуарда Кокойты:
«А то, что у нас сегодня происходит руками экс-президента, нарушающего все законы, это нам, конечно, мешает, чтобы реализовать до конца все вопросы, которые намечены и которые нами будут планироваться. Но и из этой ситуации мы должны выйти. Я всегда говорил, что это переговоры, мирный путь решения вопроса, хотя, конечно, очень большой груз ложится на плечи действующего президента, потому что это все направлено против него».
Пожаловался президент на то, что за эти пять лет у него «не было выходных и не было времени на личную жизнь», при этом некоторые «кандидаты постоянно его критикуют, критикуют круглосуточно». «Президентство – это не благо, а ответственность», – заключил Тибилов.
Выступая около часа, югоосетинский президент усыпил даже самых стойких сторонников в зале. После того как Тибилов закончил свою речь, молодые люди потянулись к выходу. На это отреагировал Дмитрий Козаев и поручил одной местной чиновнице закрыть двери и не выпускать людей на улицу. Чиновница – в прошлом школьный учитель – загородила выход и в приказном порядке заставляла людей возвращаться на свои места. Она наглухо закрыла двери, запрещая выходить в фойе даже журналистам.
Далее один за другим последовали оды Тибилову со стороны представителей североосетинской общественности. Они отмечали, что сами голосовать не смогут из-за отсутствия югоосетинского гражданства, однако выбор, несомненно, надо сделать в пользу Тибилова. Поэт Музафер Дзасохов не пожалел эпитетов. По его словам, «чтобы узнать сладкий вкус сахара, необязательно съедать весь мешок, достаточно вкусить лишь кусочек».
Председатель Совета ветеранов Северной Осетии Солтан Каболов и вовсе призвал других кандидатов в президенты снять свои кандидатуры и встать рядом с Тибиловым:
«Если бы я был кандидатом в президенты, я бы уговорил свой штаб встать рядом с известной в Южной Осетии и России личностью – Леонидом Тибиловым».
Олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Алан Хугаев от имени «всех борцов и нашего старшего брата – главного тренера России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева» – поддержал кандидатуру Тибилова, заявив, что «борцы готовы за Леонида Харитоновича и в огонь, и в воду». При упоминании Тедеева президент почтительно привстал.
Агитация в пользу действующего президента изрядно затянулась, воспользоваться свободным микрофоном люди не смогли. Свои вопросы они передавали в президиум в письменном виде. Он ответил на часть, в том числе о целесообразности наличия ценза оседлости:
«Сегодня эта проблема создана экс-президентом. Но сегодня этот ценз есть, и отменять его нельзя. Сегодня закон есть, и отменять его не будем».
Интересно, что за все время выступления перед аудиторией Тибилов ни разу не назвал предшественника по имени.
Между тем пока действующий президент агитировал избирателей в Северной Осетии, Эдуард Кокойты организовал митинг-концерт в Цхинвале, пообещав не сходить «с избранного пути».
В фойе я попыталась разговорить людей, выходивших из зала, однако мало кто соглашался пообщаться со СМИ. Многие говорили, что были родственниками президента или чиновниками. Житель Владикавказа, пенсионер Инал Джиоев родом из селения Барс Джавского района. Он пояснил:
«Я поддерживаю Тибилова, но хотел ему задать и острые вопросы. Село наше находится высоко, надо провести коммуникации. Два раза они старались, не получилось провести воду, нужны насосы, инженерные решения, но воды нет. А так, у нас райские места».
Не все присутствующие оказались довольны встречей с президентом. «Вопрос, который я направил президенту, не был зачитан, я не получил ответа на свой вопрос», – сказал мне один из участников встречи.
На пресс-конференции Леонид Тибилов оказался на удивление немногословен, за десять минут ответив на шесть вопросов. Действующий президент пожурил другого конкурента – спикера парламента Анатолия Бибилова за несогласованное с ним заявление о референдуме:
«То, что Бибилов сделал такое заявление, этого делать не надо было. Нужно было этот вопрос обсудить с высшим руководством республики, прежде чем делать такие заявления. Мы в 2016 году приняли такое заявление на политсовете, что после выборов в 2017-м к этому вопросу вернемся. (Мы) должны провести консультации с Россией. Но такие заявления председателя парламента неуместны. Мы с ним будем работать по этому направлению и встретимся с председателем парламента и обсудим, что его подтолкнуло именно в этот момент делать такие заявления, когда республика готовится к выборам, к референдуму по возращению своего исторического названия... На данный момент это было неуместно».
Комментируя действия экс-президента Эдуарда Кокойты, несогласного с решениями ЦИКа и Верховного суда, Тибилов ответил:
«Какие могут быть оценки экс-руководителя государства, когда в стране происходят процессы, несовместимые с нашим укладом жизни, нашим законодательством. А то, что целью экс-президента и его сторонников является срыв выборов, – это понятно. Мы осуждаем такие действия кого бы то ни было - рядового гражданина, президента или экс-президента. Поэтому мы с осуждением к этому относимся. Мы ведем переговорный процесс, имеется в виду, что с его сторонниками представители исполнительной власти работают. Думаю, определенное воздействие он примет и поймет для себя, что такие действия к хорошему не приводят, такие действия в 2011 году были, и страна находилась фактически в состоянии гражданской войны».
Поддержал Тибилов и решение ЦИКа об открытии дополнительного, третьего по счету участка в Пригородном районе Северной Осетии, хотя против выступили два его конкурента:
«Решение ЦИКа об открытии третьего участка в Октябрьском - это делается с той целью, чтобы граждане РЮО, проживающие в Пригородном районе РСО-Алания, имели возможность проголосовать, чтобы создать определенные удобства. Конечно, против третьего участка выступили два других кандидата, но решение ЦИКа есть, и это решение правильное, потому что мы никого не должны лишать возможности голосовать за будущее Осетии».
При этом Леонид Тибилов затруднился ответить, сколько югоосетинских избирателей проживает в Северной Осетии:
«Разные данные есть. Сейчас информация ЦИКа уточняется... Но в любом случае от 10 тысяч избирателей, от 10 тысяч и более. Пока точной цифры нет».
В воскресенье Леонид Тибилов провел еще три встречи в Ногире, Октябрьском и Алагире.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия