Шаг в Европу. Что дальше?

Конкретно о последующих шагах в руководстве страны говорить пока не готовы, ограничиваясь лишь туманными формулировками вроде будущего членства Грузии в ЕС

Вступление в силу безвизового режима с ЕС в Грузии воспринимают как большую победу и очередной шаг на пути евроатлантической интеграции страны. После соглашения об ассоциации с ЕС и свободной торговле либерализация визового режима, как заявляют в Тбилиси, усиливает позиции Грузии и ее европейские амбиции. Но каким именно будет следующий шаг в Европу?

Сегодня завершился первый «безвизовый» визит грузинской делегации во главе с премьер-министром Георгием Квирикашвили в Евросоюз. Глава правительства провел встречи с руководством ЕС и прошелся по улицам Брюсселя в компании грузинских студентов. Принимавший делегацию председатель Евросовета Дональд Туск похвалил Тбилиси за хорошо проделанную работу и заявил, что это важный шаг для установления более тесных отношений между ЕС и Грузией.

То, что это пусть и очень важная, но лишь ступенька на пути в Европу, согласен и госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Виктор Долидзе:

Your browser doesn’t support HTML5

Шаг в Европу. Что дальше?

«Визовый вопрос уже решен, и мы работаем над следующими шагами: необходимо вместе разработать больше программ, больше конкретных прагматичных элементов, которые помогут создать в Грузии лучшее образование, лучшую инфраструктуру, лучшее апробирование существующих в Брюсселе инструментов».

Впрочем, более конкретно о последующих шагах в руководстве страны говорить пока не готовы, ограничиваясь лишь туманными формулировками вроде будущего членства Грузии в ЕС, как торжественно пообещал министр иностранных дел Михаил Джанелидзе.

Глава же парламентского комитета по интеграции с Европой Тамар Хулордава предпочитает говорить об уже достигнутых целях:

«Для нашей молодежи безвизовый режим очень важен. Она дает возможность лучше познакомиться с Европой, а Европе – лучше познакомиться с нами. Это очень важно для наших последующих планов. Вы знаете, что мы очень целенаправленно идем вперед, к еще большей политической интеграции с Евросоюзом».

В руководстве страны основной упор делают на том, что грузинский народ в очередной раз подтвердил верность принципам свободы и демократии и сделал важный шаг к определению своего места в большой европейской семье. В этом, впрочем, с правительством согласна и оппозиция. С той лишь разницей, что противники нынешней власти не готовы приписать эту заслугу «Грузинской мечте». По мнению оппозиционеров, отмена виз стала комбинацией целого ряда политических решений как в Грузии, так и за ее пределами. Но процесс интеграции, и тут они солидарны с властями, должен продолжиться и завершиться членством в Евросоюзе.

Более осторожно комментируют перспективы в непарламентской оппозиции. По мнению представителя «Свободных демократов» Шалвы Шавгулидзе, чтобы следующим шагом стало членство в ЕС, со стороны правительства необходимо принятие «европейских» решений:

«Этого недостаточно, чтобы мы почувствовали себя членами европейской семьи. Нас ждет еще более серьезная работа, чтобы по институциональному устройству наша страна реально стала государством европейского стиля».

Более конкретен в том, каким должен быть следующий шаг Тбилиси, политолог Каха Гоголашвили. По его мнению, грузинские политики должны сосредоточиться на более приземленных темах:

«В конечном итоге мы хотим получить такой безвизовый режим, который не будет ограничивать граждан во временном вопросе. Чтобы каждый смог оставаться на территории Евросоюза столько, сколько понадобится. Ну и, конечно, получение права на работу в Евросоюзе и еще большая степень свободы передвижения».

Все это, считает политолог, возможно только путем реализации комплексного плана действий. В правительстве уверяют, что такой план уже существует и опирается на шесть основных сфер: успешную реализацию институциональных и законодательных норм, максимальную интеграцию со специализированными агентствами Евросоюза, повышение эффективности участия Грузии в действующих программах ЕС, переход из стадии переговоров со структурами Евросоюза на стадию сотрудничества, углубленный диалог в сфере обороны и безопасности, а также, наряду с политической, законодательной и институциональной интеграцией, должна произойти физическая интеграция с внутренним рынком Евросоюза.

План амбициозный, но, как отмечают наблюдатели, с точки зрения пошаговой конкретики, довольно размытый.