За неделю до выборов югоосетинский ЦИК неожиданно обратился в парламент с просьбой дать толкование термину «избиратель». Законодательный орган оперативно удовлетворил просьбу. Впрочем, у депутатов все еще остаются вопросы к Избиркому об организации голосования за пределами республики.
На сегодняшнем заседании парламента депутаты пояснили, кого считать «избирателем»: это дееспособный гражданин Республики Южная Осетия, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, достигший 18 лет, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, место жительства (постоянное, преимущественное или временное) которого расположено в пределах избирательного округа. Парламент также уточнил, что «основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории РЮО или находящихся в длительных заграничных командировках, является еще и факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках.
Депутат от партии «Единая Осетия» Петр Гассиев говорит, что термин «избиратель» можно было истолковать двусмысленно, потому что многие владельцы югоосетинских паспортов в Северной Осетии не имеют прописки в Южной Осетии, но ЦИК разрешил им голосовать на выборах:
Your browser doesn’t support HTML5
«Граждане Южной Осетии, постоянно проживающие на территории другого государства, в данном случае имею в виду в России, в Северной Осетии, должны отмечаться в консульстве во Владикавказе. Но там этих списков нет. По каким таким дополнительным спискам они могут голосовать, если у них в паспорте не указана прописка? Возникает вопрос, где эти люди могут голосовать и могут ли голосовать вообще? Как известно, все избирательные списки формируются из числа избирателей, зарегистрированных на том или ином участке. В консульстве РЮО во Владикавказе таких списков нет. Они там должны быть, но их нет, никто не составлял. Отсюда вопросы без ответов: сколько напечатано бюллетеней, сколько должно быть направлено в Северную Осетию. ЦИК не опубликовал списки избирателей, потому что их нет. Владельцы паспортов РЮО, не имеющие прописки на территории Южной Осетии, не могут принимать участие в голосовании в Северной Осетии. Если их нет в списках избирателей, то голосовать не имеют право. Югоосетинские граждане, проживающие в Северной Осетии, должны регистрироваться в консульстве, но эта практика не прижилась, соответственно, в консульстве нет списков избирателей, как и точное количество избирателей в Северной Осетии не выяснено. ЦИК нарушает избирательное законодательство, допуская их к выборам, поскольку объявляет, что все обладатели паспортов РЮО могут прийти и проголосовать».
Депутат парламента от «Народной партии» Амиран Дьяконов считает, что, обращаясь за разъяснением к парламенту, ЦИК пытается переложить ответственность на народных избранников:
«Решение ЦИКа об открытии дополнительного участка в Северной Осетии было оспорено в Верховном суде парламентом. Но суд принял противосудное решение, отклонив исковые заявления без истечения срока обжалования. Процессуальные сроки по открытию дополнительных участков были нарушены. Я считаю, что создаются условия для вброса бюллетеней на этом участке. ЦИК обратился к нам с просьбой дать толкование термина «избиратель», хотя этот термин достаточно раскрыт в законе об основных гарантиях избирательных прав граждан. Не первый раз председатель ЦИКа обращается с подобными письмами в парламент. Я считаю, это один из способов переложить ответственность на парламент Южной Осетии».
Амиран Дьяконов также обращает внимание на то, что Центризбирком не составлял списки избирателей в Северной Осетии:
«Права и обязанности гражданина не могут быть реализованы без регистрации гражданина на определенном избирательном участке. В нарушение законодательства ЦИК разрешил гражданам РЮО, проживающим в Северной Осетии, проголосовать в день выборов, несмотря на отсутствие списков избирателей. Многие обладатели югоосетинских паспортов не имеют прописки в РЮО и поэтому не имеют права участвовать в выборах. В консульстве нет списка граждан РЮО, проживающих в Северной Осетии. Имеются возможности для фальсификаций, мы работаем в этом направлении, чтобы нивелировать незаконное влияние на исход выборов».
1 апреля на встрече с избирателями в селе Ногир кандидат в президенты Анатолий Бибилов заявил, что, по его данным, владельцами югоосетинских паспортов являются 84 641 человек, большинство из которых проживает в Северной Осетии.
Сегодня побывала в селении Октябрьское. В местном дворце культуры должен быть открыт дополнительный избирательный участок. Участковая избирательная комиссия пока не сформирована. По закону за 35 дней до выборов ЦИК обязан вывесить списки избирателей. «Здесь никого не бывает», – ответили мне в доме культуры. Источники сообщили мне, что только сегодня руководство Пригородного района обязало сельские администрации «обзвонить всех жителей, имеющих югоосетинские паспорта, для составления списков избирателей».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия