Сегодня в конференц-зале кабинета министров Абхазии состоялось заседание Общественной палаты республики на тему подготовки к курортному сезону 2017 года.
Надо сказать, что с начала года это уже третье мероприятие в Сухуме на данную тему, на котором мне довелось побывать. Были еще, знаю, и другие. И, наверное, это хорошо – в том смысле, что надо «телегу готовить зимой». И учитывая также, что иностранный туризм у нас все чаще называют локомотивом экономики Абхазии; между тем нынче вследствие внешней конъюнктуры (восстановления российского турпотока в Турцию и, по-видимому, в Египет) абхазской курортно-туристической сфере будет совсем нелегко удержаться на прошлогоднем рекордном уровне по числу принятых отдыхающих. Об этой задаче в абхазском обществе заговорили еще минувшей осенью.
Перед тем, как познакомить вас с прозвучавшими сегодня на заседании ОП мыслями, хочу привести ряд обнародованных в последние недели цифр, касающихся состояния зарубежного туризма в России – нашем главном «поставщике» туристов. Статистика Росстата по количеству турпоездок за рубеж вызывает сильные сомнения относительно того, сколько в ней посчитано реальных туристов. Топ-5 стран, согласно Росстату, выглядит так – Абхазия (4,2 млн поездок), Финляндия и Казахстан (2,8 млн поездок), Украина и Китай. Насколько эта статистика соответствует «туристической реальности», заявила пресс-секретарь Российского союза туризма Ирина Тюрина, можно разобрать на примере Абхазии. По данным туроператоров, с целью туризма Абхазия реально принимает 1,5-2 млн туристов, как организованных, так и самостоятельных. Еще примерно 1,5 млн, вероятно, пересекают границу с однодневными экскурсиями. А вот оставшиеся 1,5 млн вряд ли имеют отношение к туризму. Более того, в списке Росстата есть и более яркие примеры – практически отсутствующая как туристическое направление Украина и оказавшаяся в списке выше Франции Южная Осетия – которая с точки зрения туризма пока находится в последних рядах.
Your browser doesn’t support HTML5
Если же говорить именно о туристах, то впервые за 14 лет изменился топ-10 их предпочтений – что логично с исчезновением из перечня стран Турции и Египта. Основные тенденции таковы: выиграли «пляжники», в частности, впервые на первое место вышел Таиланд, а также впервые вошли в десятку Тунис и Болгария. Выросли стабильно «падавшие» топ такие направления, как Кипр и Китай, причем тоже в основном за счет «пляжников».
В нынешнем сезоне зафиксирован значительный рост раннего бронирования в дальнее зарубежье, что обусловлено как с «открытием» Турции и Египта, так и временным укреплением рубля по отношению к американскому доллару и евро.
23 марта в Сухуме состоялась беседа за круглым столом гильдии отельеров Абхазии, где, в частности, был поднят такой вопрос. По словам президента гильдии Игоря Жигуна, среди людей, приезжающих на отдых в Абхазию, очень значительный процент российских силовиков. «Эти люди приезжают на наши курорты, им здесь нравится. Но несколько лет сотрудникам российских силовых ведомств решили запретить выезжать на отдых за пределы России, – заявил Жигун. – Мы теряем большую категорию отдыхающих, это 900 тысяч человек. ФСБ, конечно, не разрешат въезд в Абхазию, а вот сотрудникам МВД, судебной системы могли бы… Мы хотим, чтобы нас услышали и российские власти включили Абхазию в список стран, которые могут посещать сотрудники МВД РФ».
Что касается сегодняшнего заседания Общественной палаты, которое вела ее секретарь Нателла Акаба, то оно прошло с участием руководства администраций Сухума и Гагрского района, представителей Минтуризма, ТПП, ГАИ и МЧС Абхазии.
Замглавы администрации Сухума Леон Кварчия рассказал, что в рамках подготовки к курортному сезону в столице планируется привести в порядок скверы, зоны отдыха, заменить лавочки. Поскольку из-за стихийных явлений прошедшей зимы многие участки дорог города пришли в негодность, из столичного бюджета выделены средства, которые направлены на их капитальный и ямочный ремонт. По его словам, сейчас ведутся работы по восстановлению дорожного полотна по улице Ардзинба, ту же работу планируется провести по улицам Агумаа и Джонуа. Система освещения в Сухуме часто выходит из строя, продолжил Кварчия, и к летнему курортному сезону планируется заменить плафоны в черте города. В Сухуме появится около 120 новых евроконтейнеров для мусора, которые заменяют существующие громоздкие баки. Разработан план по устранению утечек воды в системе водоснабжения столицы. Все работы будут выполнены до конца мая.
О подготовке к летнему сезону рассказал глава администрации Гагрского района Заур Бганба, подчеркнув при этом, что число койко-мест для приема туристов в районе с каждым годом растет. Российские же пограничники на реке Псоу предприняли нынче меры для значительного увеличения «окошек» при пересечении границы – на двадцать в одну сторону.
Первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Тигран Делибалтян остановился на вопросах безопасности туристов и сказал:
«Из года в год растет число занимающихся экстремальными видами туризма и, соответственно, растет число чрезвычайных ситуаций. Вообще, если говорить о безопасности и нашей способности обеспечить эту безопасность, то за 2016 год утонуло восемь человек, пятеро из них – это россияне, отдыхающие. Что касается горных видов, то за 2016 год возникла необходимость поиска и спасения людей в горах 43 раза. Спасено 79 человек».
Член ОП Надежда Венедиктова, задавая вопросы, обратила внимание на то, как, скажем, в районе Синопского пляжа в Сухуме катающиеся на гидроциклах, бывает, проносятся в паре метров от головы купальщика. Делибалтян согласился с тем, что такая проблема существует. По его словам, гидроцикл – это транспорт, для управления которым нужны водительские права, но предоставляющих такую услугу отдыхающим на пляжах это совершенно не беспокоит. Штрафы же за различные нарушения, включая и это, столь мизерны, что порой контролирующим органам со смехом говорят: а давайте мы вам авансом за весь сезон заплатим…
Состоялся и острый разговор о том, что из-за недостатка очистных сооружений купание в море часто приводит к инфекциям.
Президент Абхазского союза туризма Анна Калягина остановилась, в частности, на такой проблеме. Россиянам визы для въезда в Абхазию не требуются, но растет и число туристов из других стран. Нынче визы им будут выдаваться на самой границе по реке Псоу, а не в Сухуме, как это было раньше, но не возникнут ли из-за этого проблемы из-за небольшого количества «окошек», обеспокоена она.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия