Не злить Путина

Тенгиз Аблотия

Резкое ухудшение отношений между США и Россией еще раз, уже и не подсчитать в который, наглядно показало, насколько бесперспективна мантра многих грузинских, и не только, политиков по поводу того, что «не надо злить Путина».

Не проходит и недели, чтобы кто-то не сказал нечто подобное. Я уже не говорю про Грузию – здесь ответ на все вопросы: «не злите Путина». Хотите, чтобы не было войны, – «не злите», хотите сохранить отношения, – «не злите». Самое возмутительное, что такие речи все чаще слышны и в Европе. «Не надо вводить санкции против России, иначе Путин разозлится и будет еще хуже», «Россию нельзя игнорировать, ей нельзя угрожать, потому что будет хуже»... Почему будет хуже, вам уже, надеюсь, понятно.

На самом же деле резкое обострение отношений между Москвой и Вашингтоном четко и ясно показывает: «не злить Путина» – невозможная задача. Если вы хотите его «не злить», то единственный вариант – делать то, что он вам скажет. Либо вы полностью соглашаетесь с его требованиями и политикой, либо вы – априори враг. Невозможно «не злить Путина». С этим следует смириться и просто делать свое дело, не пытаясь угодить президенту РФ: дадите ему откусить палец – прощайтесь с головой.

Политологи, эксперты и журналисты очень часто пытаются определить логику действий российского президента. Взвешивают по капле аргументы, приводят доводы логического характера, высчитывают интересы Кремля и Москвы, пытаются определить, что им выгодно. Получается очень стройная и упорядоченная картина с такими аргументами, как «подлетное время натовских ракет», «геополитические интересы», «стратегическое видение» и т.д.

На эту тему написано множество статей, публикаций, аналитических обзоров и докладов. Все они очень красивые, умные и... совершенно бесполезные. Любой отчет, в котором содержится анализ действий Путина с точки зрения политологии, смело можно бросать в мусорный ящик.

Реакция Путина на американскую бомбежку Сирии наглядно показывает: для того, чтобы проанализировать действия президента России, вам нужен не политолог, а криминолог.

В стародавние времена, когда ответ на вопрос «Ху из мистер Путин» был покрыт загадкой, высказывалось немало вариантов оценки персоны императора всея Руси. Они высказываются до сих пор, и одна из них гласит, что Путин – диктатор, кровопийца, милитарист и авантюрист.

На самом же деле Путин не принадлежит ни к одной из этих категорий. По большому счету он даже не политик – скорее его можно сравнить с крупным криминальным авторитетом, и, соответственно, его мотивации преимущественно из той же области.

Забудьте про подлетное время ракет, забудьте про «русский мир», забудьте про натовскую угрозу, про борьбу с ИГИЛ «на дальних подступах»... Все это не имеет никакого значения. Путин прекрасно понимает, что никакое НАТО России не грозит, что Южная Осетия и Абхазия – это два совершенно бесполезных чемодана без ручки, а ИГИЛу надо сказать спасибо за вербовку самых активных боевиков кавказского подполья и резкое снижение его активности на родине.

Забудьте разговоры про «выгодно-невыгодно». Если бы Путин хотя бы на минуту думал о реальной выгоде, никакого Евразийского союза не существовало бы в природе, а Россия сосредоточилась бы на решении собственных проблем.

Поведение Путина, в особенности на международной арене, – это поведение гангстера, которому постоянно нужно самоутверждаться в глазах окружающих.

Надо признать, он нашел очень хороший способ общения с западными политиками. Людям, выросшим в СССР, не надо объяснять, что значит «брать на понт» – это ровно то, что Путин вполне успешно делает с западными лидерами.

Существует такая байка, что Путин – неуправляемый авантюрист, готовый в случае чего разжечь мировой ядерный пожар. Владимира Владимировича это идеально устраивает, и он делает все возможное, чтобы поддержать такой имидж. Ведь он так помогает «брать на понт» всех вокруг.

Это очень похоже на то, как десяток кавказцев в советской армии могут держать на коротком поводке целый батальон, подвергая солдат из других регионов немыслимым унижениям. Кавказцев в конкретной воинской части раз в десять меньше, чем остальных, и случилось что – их могли бы распылить на атомы. Но нет... Уверенное наглое выражение лица и демонстративная готовность идти до конца действуют на противников обезоруживающе. В итоге никто не смеет указать беспредельщикам на их место.

Это ровно то самое, что происходит на международной арене в отношении президента России. Западные лидеры вот уже который год клюют на блеф со стороны президента РФ. При этом головой они-то догадываются, что экономика ЕС перенесет российские контрсанкции без лишних осложнений и что Путин не настолько псих, чтобы воевать с Европой, но... Получается как в той российской воинской части – так-то оно так, но мало ли, все-таки боязно… Может, не стоит злить Путина?

При этом, как настоящий глава преступной группировки, он прекрасно видит, где проходит черта его возможностей, а где блеф не сработает. Отсюда еще одно его правило, прямо взятое из криминального мира: «Нож не вытаскивай, а если вытащил – то бей».

Путин никогда не достанет из кармана нож, прежде чем не будет уверен в том, что сможет пустить его в дело без излишнего риска.

Вспомните, как начался «Крымнаш». Первый шаг – взятие маленькой группой из 20 человек аэропорта Бельбек, а потом несколько дней ожидания. Что будет дальше, как отреагирует Украина, что скажет Запад? После того как выяснилось, что в Киеве что-либо говорить просто некому, а Запад занят пением мантры «не надо злить Путина», наш ВВП понял, что пришло время вытаскивать нож и бить.

Идеальная криминальная схема. Если бы в те дни в Украине нашлась бы пара тысяч боеспособных солдат, а европейские политики не попались бы на очередной понт, – как знать, возможно, сейчас ситуация была бы иной.

Путин теряется там, где его понты не работают. Где с противоположной стороны – такой же понтовик, как и он сам, – будь то Эрдоган или, как сейчас, Дональд Трамп. Там, где блеф не работает, ВВП переключается еще на одну бандитскую схему – бить того, кто послабее.

После признания Косово Путин затаил злобу на Запад и решил проучить его. Поскольку собственно Запад проучить у него не было никакой возможности, по шее попало Грузии.

Когда Турция сбила российский самолет, усилились бомбежки туркоманских сел в Сирии. Могу предположить, что будет асимметричный ответ и на американскую атаку – усиление бомбежек населенных пунктов, контролируемых умеренной оппозицией.

Сейчас между Путиным и Трампом схватка характеров – кто кого переглядит? Если в какой-то момент Путин будет напирать, а Трамп даст задний ход, то, по криминальным понятиям российской элиты, американец проиграл. И тогда из него будут вить веревки, как из Обамы.

Вряд ли кто-то скажет, что к нам это никак не относится. Америка Америкой, Сирия Сирией, а у нас своя головная боль и свои вызовы, на которые надо отвечать единственно возможным способом – не вестись на понты и просто делать свое дело... И помнить о том, что само наше существование в статусе государства – уже недоразумение и причина «злить Путина»...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции