Грузия прикроет небо

Министр обороны Грузии отчитался перед депутатами о новой стратегии его ведомства. По словам Левана Изория, армия не намерена отказываться ни от авиации, ни от флота, но приоритетным будет другое направление.

Противовоздушная оборона станет приоритетом для грузинской армии. Глава военного ведомства Леван Изория, выступая сегодня на заседании парламентского комитета по обороне и безопасности, обрисовал свое видение военной стратегии страны на ближайшие годы. По его словам, 70% намеченных планов уже выполнено. И сейчас центральным пунктом модернизации будет создание мощной системы ПВО:

«Одним из важных компонентов глобальной обороны является наличие системы противовоздушной обороны. В противном случае не будут защищены ни солдат на суше, ни флот при наличии амбиции его создания, ни одно подразделение, если в первую очередь не будет обеспечена хорошая система противовоздушной обороны. У нас хороший контракт с французами в этом направлении. На следующей неделе у меня будет возможность более детально обсудить эту тему с моим коллегой в Париже».

Your browser doesn’t support HTML5

Грузия прикроет небо

17-18 апреля Леван Изория в ходе визита во Францию проведет переговоры с министром обороны Пятой республики Жан-Ивом Ле Дрианом о плане имплементации соглашения о приобретении системы ПВО. По мнению Изория, исходя из финансовых возможностей страны, лучше направить их на то, что наиболее обеспечит ее обороноспособность. Война с Россией, по словам министра, показала, что можно иметь несколько бомбардировщиков, но, если степень их защищенности равна нулю, одна ракета может вывести из строя десятки самолетов прямо на аэродромах.

Отвечая на критику со стороны оппозиции о том, что Минобороны планирует полностью упразднить ВВС и для этого уже анонсировало продажу двух десятков самолетов, министр ответил:

«Это старые самолеты, которым через 7-8 лет понадобятся ремонтные работы, а запчасти – российского производства. Средства, вырученные от их продажи, будут потрачены на обеспечение альтернативы, которая даст более адекватные возможности для противостояния. В частности, на эти деньги мы хотим приобрести вертолеты и беспилотные летательные аппараты».

Министра подержал начальник Генштаба. Владимир Чачибая, вступивший в должность на волне скандалов в грузинской армии и за глаза называемый многими «убийцей» грузинской военной авиации, считает, что решение сосредоточиться на средствах противовоздушной обороны – наиболее оптимальное на сегодняшний день:

«Это пассивные и активные средства современной противовоздушной обороны, которые дают возможность полного интегрирования современного вооружения. Как известно, в Европе существует общий план обороны, начало которому было положено во время правления президента (США) Обамы. Системы, предусмотренные этим планом, могут быть легко интегрированы с системами, которые планируем закупить мы».

При этом, по словам главного редактора журнала «Арсенали» Ираклия Аладашвили, необходимо понимать, что, говоря о переговорах с французами, речь идет именно о системе ПВО. Противоракетная же система стране пока не по карману. И, добавляет специалист, министр, вероятно, забыл упомянуть о системах борьбы с бронетехникой:

«В чем мы убедились, к сожалению, очень хорошо в 2008 году, так это в том, что главная угроза шла от тех бронегрупп, батальонно-тактических групп российских, которые вошли на территорию Грузии. Они имели в своем распоряжении танки, БМП, БТР, БМД – бронированный кулак. И второе – у них была группировка армейской авиации. Там были вертолеты, штурмовики, фронтовые бомбардировщики. Наверно, наш министр обороны имел в виду это. А что касается противоракетной обороны, это очень серьезное и дорогостоящее мероприятие, и я сомневаюсь, что Грузия на этом этапе может осилить это. Я бы добавил еще и третье – это противокорабельная (система). Береговая охрана. Чтобы обезопасить грузинский берег от морского десанта, особенно стратегические порты Поти и Батуми».

При этом Ираклий Аладашвили отмечает, что на фоне усиления оборонительных систем все же обидно, что Грузия фактически теряет боевую авиацию. Штурмовики «Су-25», которые так хорошо показали себя в первый день августовской войны, обладают функцией поддержки сухопутных войск, и с этой точки зрения деградация ВВС не может хорошо отразиться на боеспособности армии.

Впрочем, в Минобороны считают, что оборонительные способности можно поднять за счет другого. В частности, 10 миллионов лари (более четырех миллионов долларов) будет потрачено на строительство Центра боевой подготовки по аналогу американской базы Хохенфельс в Германии. Проект будет осуществлен в рамках рамочного соглашения в сфере безопасности на 2016-2019 годы, который был оформлен между Грузией и США в конце прошлого года. Договор также является продолжением меморандума «Об углублении сотрудничества в сфере обороны и безопасности между Грузией и США», оформленного в Тбилиси в июле 2016 года. Пока неизвестно, какую сумму для строительства Центра выделят Соединенные Штаты.