Сухумский городской суд в открытом судебном заседании под председательством Орхана Чедия рассмотрел гражданский иск Риты Трапш к Республиканской больнице Министерства здравоохранения Абхазии и принял решение о восстановлении ее в должности заместителя главного врача этой больницы по родовспоможению и оплате вынужденного прогула в период с 18 января по 31 марта 2017 года.
В Абхазии хорошо известно, что это не рядовой трудовой спор, что за этим решением стоит давняя конфликтная ситуация в коллективе сухумского роддома, с 2013 года реорганизованного в родильное отделение Республиканской больницы, и эта ситуация не раз привлекала к себе пристальное общественное внимание. Достаточно сказать, что 27 декабря прошлого года, на пресс-конференции, посвященной итогам года, президент Абхазии Рауль Хаджимба уделил этой теме немало времени. Вот что им тогда было сказано: «Я принял для себя единоличное решение. Буквально на днях, позавчера, говорил с министром здравоохранения. Руководство роддома после Нового года, 15-го числа, будет другим. Когда нет соответствующей рабочей обстановки, когда все друг друга грызут, когда практически нет того климата, который позволит роженице нормально родить здорового ребенка, значит, наверное, что-то не так происходит в этой среде. И все те полумеры, которые были приняты на коллегии Минздрава, не решают этих задач. Поэтому и министру было сделано жесткое предупреждение».
Your browser doesn’t support HTML5
Президент добавил, что пусть несогласные подают в суд, но он твердо решил: с нездоровой обстановкой в коллективе медиков надо заканчивать. И вот, словно восприняв его слова в качестве совета, Рита Владимировна Трапш, которая возглавляла этот коллектив более пяти лет, подала в суд. Сама она на заседания суда не ходила, ее интересы в нем представляли адвокаты Мадина Хагуш и Анна Званбая. Представителем ответчиков – Республиканской больницы в лице главврача Тамаза Цахнакия и Министерства здравоохранения в лице министра Андзора Гоова – был адвокат Омяни Логуа.
Хотя сообщение о принятом решении горсуда появилось в СМИ сразу после его принятия в последний день марта, для обстоятельной публикации на «Эхе Кавказа» резолютивной части решения было недостаточно, а министр Гоов и судья Чедия от комментариев отказались. Ну, судьям-то и вовсе не положено комментировать в СМИ свои решения. Но затем появилось мотивированное решение суда, и уже можно познакомить общественность с доводами, которые послужили его основанием.
Вот его краткое изложение. Приказом и.о. главврача Республиканской больницы Аслана Берзения 13 января сего года Рите Трапш был объявлен выговор, с которым Рита Владимировна была ознакомлена 17 января. А 18 января приказом министра здравоохранения Андзора Гоова она была освобождена от должности замглавврача по родовспоможению и ознакомлена с этим приказом. (За ней сохранена должность заведующей акушерско-физиологическим отделением и 0,5 штатной единицы врача акушер-гинекололога.)
В судебном заседании представители истца поддержали изложенные в исковом заявлении доводы и попросили суд признать приказы о выговоре и освобождении от должности незаконными.
Представитель прокуратуры г. Сухума Амичба С.М. в своем заключении полностью поддержала исковые заявления Трапш Р. В. и просила суд об их удовлетворении в полном объеме ввиду несоответствия требованиям Трудового кодекса РА.
Представитель ответчиков Омяни Логуа в судебном заседании согласился с доводами истца в части приказа Берзения о выговоре, а в части приказа министра здравоохранения не согласился и просил оставить их без удовлетворения. В то же время он признал, что в последнем приказе была допущена опечатка в части формулировки основания увольнения.
Суд, выслушав представителей истца, представителя ответчиков, заключение прокурора, изучив представленные сторонами материалы и оценив их в совокупности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Рита Трапш была освобождена от должности в связи со сложившейся ситуацией в коллективе, повлекшей грубое нарушение этики и деонтологии. Но в приказе министра отсутствует ссылка на соответствующий пункт статьи 56 Трудового кодекса Республики Абхазия, предусматривающий основания увольнения работника по инициативе работодателя. В обоих приказах не содержится указания на конкретный дисциплинарный поступок, за совершение которого Трапш подвергнута дисциплинарному взысканию. К приказам не приобщены соответствующие документы, подтверждающие нарушение Трапш Р. В. этики и деонтологии, отсутствуют данные о том, какие именно действия, нарушающие правила этики и деонтологии, и в какое время она совершила, какие трудовые обязанности, возложенные на нее должностной инструкцией и трудовым договором, она нарушила, а также о том, чем была обусловлена необходимость применения к ней дополнительного дисциплинарного взыскания спустя пять дней после объявления выговора.
В тексте сказано, что «в силу ст. 209 гражданско-процессуального кодекса РА решение о восстановлении на работу подлежит немедленному выполнению». Судебными исполнителями затем было возбуждено исполнительное производство, и они не раз предупреждали Минздрав, что за неисполнение решения предусмотрена ответственность. Тем не менее оно не выполнено.
Ответчики тем временем обжаловали решение горсуда в кассационную коллегию Верховного суда Абхазии. Дата рассмотрения кассационной жалобы еще не назначена.
Что касается обстановки в коллективе отделения родовспоможения, то ни для кого не секрет, что тут мы имеем дело не только с нездоровой психологической обстановкой, но и с так называемой групповщиной. 17 января 2017 года заведующая гинекологическим отделением Белла Пилия была назначена временно исполняющей обязанности заведующей отделением родовспоможения Республиканской больницы приказом и. о. главного врача больницы Аслана Берзения. (То есть получается, еще до приказа об увольнении Трапш?) Но тут же в городе распространился слух, что группа сотрудников отделения родовспоможения отправилась к нему и добилась назначения и.о. другого врача, интересы которого они лоббировали. Однако после вмешательства главы Минздрава приказ о назначении Беллы Пилия был оставлен в силе.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия