В последние дни в социальных сетях в Грузии активно обсуждается участие местной команды в конкурсе КВН на Первом канале российского телевидения. «Наша» команда выступала на сцене, которую аж два раза благословил Путин, выступала в дни, когда глава МИДа РФ Сергей Лавров разгуливал по сухумским улицам...
И снова, как всегда и как везде в России, грузинцы в своем амплуа: снова забавные веселые обезьянки с провинциальным юмором в духе «У грузина мэжду ног – кинжал, а то, о чем вы подумали, – у грузина мэжду калэн...»
Ну и как дополнительный бонус – балерун Цискаридзе, с неизменным, трижды проклятым винным рогом в руках и сакраментальными словами: «Я хочу выпить за...»
Неважно, за что именно хотел выпить балерун, которого с Грузией, кроме фамилии, ничего не связывает, и представить которого восседающим на застолье – это надо иметь огромное воображение. Факт, что грузин снова подталкивают к тому, чтобы играть ту роль, которая в конечном счете завела нас в тупик, из которого мы только-только выходим..
Как-то так происходит, вероятно, само собой, что вполне нормальные, где-то как-то здравомыслящие грузины, попав в русский круг, вдруг превращаются в каких-то непонятных клоунов, усиленно выполняющих роль вечно веселого, громко говорящего субъекта с большим носом, черными, как смоль, волосами, смешными усами и шапкой-аэродромом на голове...
И, наоборот, попав в грузинскую среду, обычно угрюмые и сосредоточенные русские вдруг тают на глазах и превращаются в сентиментальных простачков, впадающих в почти детское умиление от «гостеприимства», от «хинкали», от «джигитов» и прочей ерунды.
Грузины и русские имеют друг на друга какое-то странное, необъяснимое, почти магическое воздействие, притом что прошло 28 лет, выросло целое поколение, которое, по идее, должно относиться друг другу как к полноценной загранице.
Может быть, это генетическая память или все дело в слишком уж восторженных рассказах бабушек, дедушек и отцов по обеим сторонам границы?
Почему у среднестатистического грузинца среднего поколения такое умиление вызывают «наши» бездари из КВН, или почему они готовы поднять общенациональный восторг по поводу того, что какая-то там Вера Брежнева спела с каким-то там Валерием Меладзе какую-то там грузинскую песню? Вам тут, в Тбилиси или Хашури, не наплевать, что там спели Брежнева и Меладзе?
С одной стороны, это мне напоминает тоску маленьких африканских наций, которые с ностальгией вспоминают времена нахождения в составе крупных европейских империй, но...
Скорее всего, тут не совсем тот случай, так как, к примеру, Ангола отстает от Португалии на сотни лет... А Грузия... Отстает ли она вообще от России, если не принимать во внимание природные богатства? В чем-то отстает, в чем-то опережает, то есть однозначной картины нет, соответственно, ностальгии африканского типа вроде бы быть не должно. И потом португальцы, попадая в Анголу, не падают в обморок от восторга при виде местных аборигенов.
В общем, что там и почему, сейчас сказать сложно, для этого нужно серьезное изучение специфических, я бы даже сказал, уникальных отношений между двумя нашими народами. Но я точно знаю одно: именно это – главная причина того, что Грузии надо держаться на максимально возможном расстоянии от всего, что связано с Россией.
Конечно, в пользу этого есть причины и сугубо рационального характера – нахождение в альянсе с такой крупной и доминирующей страной приведет к тому, что в Грузии к власти постепенно придет чиновничье-криминальная элита по типу нынешней путинской. Что со временем все наши достижения по части государственного строительства будут смыты в унитаз, так как любая страна-доминант выстраивает в стране-сателлите свою систему управления.
К примеру, американцы, попадая в какую-нибудь страну, тут же начинают попытки провести там выборы, создать политические партии и т.д. Иногда это получается совсем никудышно, как в Ираке и Афганистане, но попытки такие имеются.
В случае если Грузия окажется в сфере влияния России, то Москва неизбежно начнет экспорт своей системы сюда – и тогда прощай политический плюрализм, выборы, свободные СМИ, низкий уровень коррупции, здравствуй кадыровщина, бюрократизм, воры в законе и ГПЦ как законодатель мод...
Есть еще более рациональные аргументы типа транскавказских и транскаспийских стратегических проектов, которые конкурируют с Россией и которые, скорее всего, будут успешно свернуты, в случае если в Тбилиси будет сидеть власть, получающая санкцию на княжение от Москвы.
Все это, несомненно, так, и готов подписаться под каждым из этих доводов, тем более что постоянно использую их сам.
Но, пожалуй, самое главное, почему нам никак нельзя быть слишком близко с Россией, – это именно то оглупляющее действие, которое производят ее чары на наших граждан. Все эти «культурные и исторические связи», все эти охи-вздохи, все эти «ах, если б вы знали, как нам вас не хватает» - для России, как огромной страны, - это так, миг слабости. А вот для Грузии – это инвалидность на долгие годы.
Все это осложняется тем, что, убежден на сто процентов, веселый, беспечный на грани безделья, довольный жизнью сибарит, недееспособная нация-инфант – это то, что Москве нужно видеть в Грузии. Народ, который уперся в собственные традиции, или то, как он их понимает, неспособный на развитие, лишенный силы воли и стержня в характере – голубая мечта наших «единоверных братьев». Эдакий коллективный Сосо Павлиашвили...
Россия последние 10-15 лет занимается тем, что усиленно внедряет архаизацию в повседневную жизнь. Внедряет умышленно, так как архаичные и отсталые общества неспособны на прогресс и на сознательное действие – они могут бурчать, ныть, орать, размахивать руками, но в реальном деле от них никакого толка.
Архаизация – она не всегда одинаковая, даже, наоборот, – она везде разная. В российской среде – это духовные скрепы, вставание с колен, дичайший симбиоз православия с коммунизмом, антизападничество, истерика по Гейропе и т.д. Посмотрите вокруг, на уровень одичания, которое несет с собой российское ТВ, и поспорьте со мной об этом.
На Северном Кавказе архаизация – это горские традиции, это мужики в спортивках и остроносых туфлях, драчуны, любители ущипнуть за мягкое место чужих женщин, словом, опасные люди, навевающие страх на простого русского человека.
А в отношении Грузии архаизация будет как раз такой, какой она была в советское время, – беспринципные гуляки, балагуры, чохоносцы с большими животами. Словом, персонажи из анекдотов. Инфанты, которые никогда в жизни ничего не построят.
Это не то, какие мы есть. Это то, какими нас хотят видеть и обязательно увидят, если мы в конечном итоге окажемся с ними в одной лодке.
В этом смысле визит на сцену КВН – намного опаснее, чем русский бизнес, владеющий энергоснабжением Тбилиси. В конце концов, бизнес – он всего лишь контролирует деньги. А вот «культурные связи» бьют прямо по мозгам...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции